Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Лидеры и кризис

Архив rb.ru
Мария — Автор издания

Медиа «РБ.РУ»: Архивные статьи

Мария — Автор издания

Формула выхода из нынешнего и будущих кризисов

Лидеры и кризис

С кризисом пришлось столкнуться многим компаниям, а для многих руководителей он стал настоящей проверкой их лидерских качеств. Что должен делать лидер в условиях кризиса, а чего не должен делать ни в коем случае? Своими мыслями поделились успешные лидеры российского бизнеса.

Лидеры и профессионалы

Лидеров не хватает - именно об этом говорили многие из профессионалов, пришедших на мероприятие, посвященное запуску внутреннего исследовательского института Talent Equity Institute консалтинговой компанией Ward Howell. Но, по мнению Михаила Погосяна, генерального директора ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», наиболее ценными для любой компании являются лидеры, одновременно являющиеся и профессионалами.

«Есть очень много хорошо образованных и воспитанных людей, которые думают, что они разбираются в управлении, - говорит Михаил Погосян. - Но на самом деле они, как правило, лидерами не являются. В России и Советском Союзе «вытаптывались» лидеры. Другая проблема - это недостаточное количество профессионалов, то есть людей, которые по-настоящему понимают тот предмет, которым занимаются. Удивительно, но чем более глубоким профессионалом является человек, тем хуже он как управленец. Чем он лучше как управленец, тем он хуже как профессионал. Нужно проводить научные исследования о том, как профессионалам прививать управленческие качества».

Умение работать с негативной информацией

Многие руководители в условиях кризиса пытаются оградить себя от потока негативной информации, однако, по мнению Игоря Юшко, председателя правления Сбербанка на Украине, делать этого ни в коем случае нельзя.

«Лидеру в кризис нужны глаза и уши, чтобы видеть и слышать, - говорит он. - В кризис менеджер ни в коем случае не имеет права отсекать себя от источников информации. Один из моих знакомых руководителей на Украине сказал: «Я в последнее время не смотрю телевизор, не читаю газеты. Я устал от плохих новостей, не хочу ничего этого воспринимать». На мой взгляд, эта позиция ошибочна. Отсекать себя от источников внешней информации - значит перестать ориентироваться в процессах, происходящих вовне. Если ты руководитель - ты не можешь позволить себе роскошь «не хочу, надоело, устал». Таких категорий в языке лидера быть не может. Лидер, прежде всего, должен спросить себя: «Это просто негатив? Или это информация отрицательная, но полезная для анализа?»

Действовать быстрее, думать тщательнее, сохранять хладнокровие

Владислав Баумгертнер, глава ОАО «Уралкалий», отмечает, что сейчас приобретает особое значение способность лидера оперативно принимать решения в условиях быстро меняющейся либо недостаточной информации. «Мы ищем и выявляем именно таких руководителей, людей, которые способны брать на себя ответственность в сложной ситуации, принимать непопулярные или жесткие решения», - говорит он.

«В условиях кризиса мы все находимся в условиях стресса, - отмечает Игорь Юшко. - В этих условиях редкие люди способны сохранять хладнокровие, прагматизм и принимать адекватные решения в соответствии с ситуацией. Задача первого лица - быть таким человеком».

Стратегическое видение, трудолюбие и инновации без «понтов»

«По-прежнему актуально такое качество руководителя, как стратегическое видение, - считает Владислав Баумгертнер. - Особенно важным это качество является во время кризиса, когда велик соблазн пойти по пути простого реагирования на возникающие проблемы. По-прежнему важно видеть перспективу, сохранять понимание общей картинки, действовать на опережение и понимать, что любой кризис рано или поздно проходит».

«Сегодня, когда мы из-за кризиса потеряли 10 лет, я не понимаю, как можно добиться результата, не делая работу в два раза больше, - говорит Михаил Погосян. - Трудолюбие - это качество, которое есть в россиянах, хотя не очень модное. Трудолюбие - это очень важная черта. И в условиях кризиса, и в более спокойные времена».

«Если говоришь со среднестатистическим российским менеджером, он обязательно думает о каких-то суперпрорывных идеях, суперинновациях - спасти Россию, не меньше, - отмечает Сергей Петров, почетный президент и основатель компании «Рольф». - Хотя в общем настоящие инновации - это просто применить что-то новое в конкретной ситуации. Разделить сложное действие на несколько простых, применить уже изобретенные технологии, но удешевить их - все это инновации. Первое условие для России: убрать амбиции. Просто начать делать реальные вещи, искать, на чем можно сэкономить. Для нас самая первая инновация - это убрать все ненужные «понты».

Работа с сотрудниками

Одним из ключевых факторов успеха компании в кризисных условиях Михаил Погосян считает наличие команды: «Компании, которые успешно работают в условиях кризиса, и компании, которые менее успешно работают, отличаются тем, есть ли команда, или это набор отдельных субъектов, каждый из которых отвечает за свое направление и особо с другими не взаимодействует».

Сплотить команду, по мнению Михаила Погосяна, можно следующим образом: «Когда есть ясные и понятные цели, вокруг них можно сплотить людей. Если цели поставлены нечетко, люди разобщены и нет единого стремления добиться результата. Поэтому очень важно, чтобы это были понятные цели, чтобы они соответствовали масштабу компании. Конечно, здесь очень важно не переоценить собственные возможности».

Игорь Юшко предостерегает руководителей от постановки сверхсложных целей: «Даже если вы понимаете, что задача сверхсложная, может быть лучше не раскрывать всей ее сложности перед своими подчиненными, а ставить более короткие, более простые, достижимые цели. А раз в месяц подводить итог».

Одной из первых и важнейших задач руководителя Игорь Юшко считает «не демотивировать персонал»: «Как это ни парадоксально звучит, но не мотивировать, а в первую очередь, не демотивировать. Потому что во время кризиса люди, работающие в компаниях, очень сильно мотивированы уже самим кризисом на сохранение своего рабочего места. И даже если первое лицо не видит выхода, сказать перед лицом коллег: «Дела плохие, без сокращений не обойтись», - худшего посыла не придумать».

Кризис и формула выхода из него

Владислав Баумгертнер считает, что к кризису надо относиться спокойно, как к рабочему моменту. «Реагировать на кризис в условиях кризиса - это значит, что вы уже опоздали, - говорит он. - Всегда надо понимать, что кризисы периодически будут возникать».

Возможно, преодолеть нынешний и все будущие кризисы вашей компании поможет формула, которую вывел для себя Михаил Погосян: «Достижение поставленных понятных целей под управлением талантливых лидеров командой трудолюбивых профессионалов».

Также вы можете ознакомиться с интервью с Валерием Якубовичем, профессором менеджмента The Wharton School, University of Pennsylvania "Финансовый кризис и социальный капитал", предоставленным нам Talent Equity Newsletter, A Ward Howell Publication

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ФАС возбудила дело в отношении «Сбера» за нечитаемые сноски в рекламе банковского вклада
  2. 2 Консервативный или агрессивный
  3. 3 5 препятствий, которые не дают нам инвестировать
  4. 4 Мошенники, кризисы, нехватка знаний
  5. 5 (Не)страшные инвестиции: почему не нужно бояться инвестировать