Литва остается без "Дружбы"

Расскажите друзьям
Дмитрий
Дмитрий

Нефтепровод ремонтируют, но поставки по нему могут и не начаться

Власти Литвы всерьез обеспокоены вопросом: отремонтировали ли россияне нефтепровод "Дружба" - и если да, то когда нефть по нему пойдет в Литву? Пока судьба самого нефтепровода под вопросом.

Литовские власти и представители концерна Mazeikiu nafta никак не могут выяснить - отремонтирован ли нефтепровод "Дружба" и когда возобновятся поставки нефти по нему. На запрос литовского премьера Гедиминаса Киркиласа о сроках возобновления поставок никакого ответа "Транснефть" пока не дала.

Система магистральных нефтепроводов "Дружба" протяженностью более 6000 км. проходит через 10 стран Европы. На территории Белоруссии нефтепровод разделяется на две ветки - северную (Белоруссия, Польша, Германия, Латвия, Литва) мощностью 70 млн. тонн нефти в год и южную (Украина, Чехия, Словакия, Венгрия) с пропускной способностью 65 млн. тонн в год.

В Mazeikiu nafta увязывают решение вопроса с "Дружбой" с политической ситуацией. "Это больше политический вопрос, и мы думаем, что если действительно выяснится, что экономическая блокада прекращена, то мы готовы принять нефть", - прокомментировал представитель компании по прессе Росвальдас Горбачевас.

Проблемами с "Дружбой" Литва во многом обязана Белоруссии. В начале 2007 года в российском правительстве созрела идея строительства нефтепровода «в обход Лукашенко» с его нефтегазовыми трениями с Россией. Идея воплотилась в проект Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) с мощностью в 50 млн. тонн нефти в год, с возможностью увеличения до 75 млн. тонн в год.

В апреле 2007 года правительство РФ рассмотрело проект строительства БТС-2. Тогда же замглавы Росприроднадзора Олег Митволь моментально среагировал и объявил, что "Дружба" находится в аварийном состоянии. В итоге перекрыли именно тот участок трубопровода, по которому нефть шла в Литву. С тех пор поставки производятся танкерами из порта в Приморске - что, безусловно, обходится литовцам дороже.

Как долго сохранится такое положение дел - пока не понятно. Ранее Семен Вайншток заявлял, что проведение ремонтных работ может занять год или даже два. Да и вообще - нужно провести оценку экономической целесообразности ремонта "Дружбы": "Вполне возможно, что они [затраты на ремонт - RB.ru] окажутся слишком серьезными, и мы примем решение отказаться от них", - заявлял глава "Транснефти". Глава же Минпромэнерго Виктор Христенко в конце мая назвал восстановление "Дружбы" нецелесообразным. А Литва, по словам министра, вполне может продолжать получать нефть морским путем.

Ситуация с "Дружбой" находится в русле политике российских властей: сырьевые поставки будут идти в обход стран, с которыми у России возникают различного рода разногласия. Это, с одной стороны, диверсифицирует маршруты поставок российских нефти и газа, с другой - дает возможности, при необходимости, показать "строптивым" странам, что Россия без их территории обойтись может, а они без российских поставок и транзита - вряд ли.



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase