Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

"Лукойл" купил почти 700 турецких АЗС

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Выход на турецкий рынок стоил "Лукойлу" более миллиарда долларов

"Лукойл" купил почти 700 турецких АЗС
«Лукойл» продолжает расширять розничную сеть заправок за рубежом. Российская компания приобрела почти 700 турецких АЗС, получив тем самым 5% местного рынка моторного топлива. По стоимости одной заправки турецкие объекты стали самыми дорогими для российской компании.  Однако теперь они обеспечат продажу 2 млн тонн в год нефтепродуктов с принадлежащих «Лукойлу» болгарского и итальянского НПЗ. 

100% акций турецкой компании Akpet российский «Лукойл» приобрел через свою зарубежную "дочку" - Lukoil Eurasia PetrolA.S. Приобретение - это сеть из 693 АЗС, занимающая около 5% турецкого розничного рынка нефтепродуктов. До сделки «Лукойл» владел в этой стране всего 53 АЗС. Еще 16 станций находились на этапе строительства. Приобретение крупных сбытовых активов в Турции увеличит зарубежную розничную сеть компании сразу на 18%, как отмечает президент «Лукойла» Вагит Алекперов в официальном сообщении. В целом заправочная сеть компании увеличится благодаря этой сделке на 12%. Сумму сделки в компании не раскрывают, однако, по мнению аналитиков, покупка сети АЗС могла обойтись компании более чем в $1 млрд (подробный расклад читайте ниже).

Вместе с АЗС «Лукойлу» достались и другие активы Akpet - восемь нефтепродуктовых терминалов общей емкостью 300 000 кубометров (шесть из них - для морской перевалки), пять хранилищ сжиженного углеводородного газа емкостью 7650 кубометров, три авиатопливозаправочных комплекса емкостью 7000 кубометров и завод по производству и фасовке моторных масел мощностью 12 000 тонн в год.

Нефтепродукты на турецкие заправки «Лукойл» намерен поставлять со своего НПЗ в Болгарии - «Нефтохим Бургас», а также двух сицилийских НПЗ ISAB (49% участия в них российская компания приобрела в прошлом месяце).  

Движение на запад 



"Лукойл" уже давно целенаправленно скупает заправки в Европе и США. Их число уже доросло до 6 тыс. АЗС. Недавно в интервью газете "Ведомости" Вагит Алекперов подчеркивал: «В Европе российские нефтяные компании, в том числе и мы, должны приблизиться к конечному потребителю. Чтобы выйти к нему, нужно покупать рынки - это завод и сети. Не просто поставить дизельное топливо на оптовый рынок, а купить рынок».

«Лукойл» уже владеет четырьмя крупными и двумя мини-НПЗ в России, а также тремя заводами за рубежом - на Украине, в Румынии и Болгарии. Покупка доли в двух НПЗ на Сицилии должна быть согласована до конца года, компания планирует интегрировать их со следующего года. Совокупная мощность всех заводов компании составляет 58 млн т нефти в год, из них зарубежных - 14 млн т.

Согласно десятилетнему плану до 2016 года, «Лукойл» увеличит объемы переработки почти вдвое - до 100 млн т в год. Компания намеревается вложить в развитие нефтепереработки за рубежом $12 млрд. При этом в Европе перерабатывающие мощности планируется нарастить на 13-16 млн т. 

Стратегия развития «Лукойла» предполагает, что к 2016 году на Россию будет приходится 56% переработки, на Европу - 30%, Азию и Америку, где у компании пока нет НПЗ, - 14%.

Приняв подобную стратегию, «Лукойл» не оказался в одиночестве. Например, "Газпром нефть" рассчитывает довести число собственных зарубежных АЗС до 5 тыс. к 2020 году. К этому же сроку объем продаж нефтепродуктов через собственную сеть заправок достигнет около 12 тыс. т в год. Неудивительно, что российских нефтяников привлекают иностранные сети АЗС. Покупки, дающие доступ к самому прибыльному сегменту нефтяного бизнеса - сбыту нефтепродуктов - просто необходимы для российских нефтяных гигантов, чьи экспортируемые нефтепродукты сейчас фактически являются сырьем для дальнейшей переработки.

В розницу выгоднее 

Розничная торговля нефтепродуктами, пожалуй, самый высокодоходный сегмент нефтяного бизнеса. Продажа сырой нефти приносит сверхприбыли, львиную долю которых изымает государство. А оптовый сбыт нефтепродуктов, по сравнению с реализацией их на АЗС, намного менее прибылен. Так, в 2007 году компания продавала нефтепродукты по средней оптовой цене в $631 за т, тогда как в розницу цена составляла $1188 за т, приводит данные RB.ru аналитик ИК "Велес Капитал" Дмитрий Лютягин. Кроме того, недостаточное развитие розничных сетей может серьезно сдерживать рост перерабатывающих мощностей.

Для загрузки приобретенных АЗС в Турции потребуется 2 млн т нефтепродуктов в год, полагает Лютягин. АЗС находятся в территориальной близости к болгарскому НПЗ "Нефтохим Бургас" и итальянскому ISAB (Сицилия), поэтому развивать данный проект будет выгодно и с логистической точки зрения, считает аналитик. 

Время дорогих покупок 

В целом, рыночная цена покупки сети турецкой АЗС вместе с другими активами составляет $1,75-2 млрд, оценивает Лютягин. Причем, по его оценке, сама сеть в почти 700 заправок обошлась «Лукойлу» в 1 млрд 380 млн долларов. Если несколько лет назад компания приобретала зарубежные АЗС по $300-400 тыс. за штуку, то теперь приходится платить больше - неудивительно при уровне мировых цен на нефть почти в $130. Одна АЗС в Турции должна была обойтись "Лукойлу" в среднем  в $1,5-2 млн, считает Лютягин. Но и такая цена вполне приемлема: стоимость АЗС в России сейчас варьируется от $1,5 до 3 млн, а по некоторым оценкам, доходит и до $4 млн за одну заправку.

Нефтепродуктовые терминалы также могут быть полезными «Лукойлу». Впрочем, если компания сможет реализовывать все производимое в относительной близости к Турции топливо на турецком же рынке, эту часть активов компания сможет продать.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter