Ольга Самофалова
Выход на турецкий рынок стоил "Лукойлу" более миллиарда долларов
«Лукойл» продолжает расширять розничную сеть заправок за рубежом. Российская компания приобрела почти 700 турецких АЗС, получив тем самым 5% местного рынка моторного топлива. По стоимости одной заправки турецкие объекты стали самыми дорогими для российской компании. Однако теперь они обеспечат продажу 2 млн тонн в год нефтепродуктов с принадлежащих «Лукойлу» болгарского и итальянского НПЗ.
100% акций турецкой компании Akpet российский «Лукойл» приобрел через свою зарубежную "дочку" - Lukoil Eurasia PetrolA.S. Приобретение - это сеть из 693 АЗС, занимающая около 5% турецкого розничного рынка нефтепродуктов. До сделки «Лукойл» владел в этой стране всего 53 АЗС. Еще 16 станций находились на этапе строительства. Приобретение крупных сбытовых активов в Турции увеличит зарубежную розничную сеть компании сразу на 18%, как отмечает президент «Лукойла» Вагит Алекперов в официальном сообщении. В целом заправочная сеть компании увеличится благодаря этой сделке на 12%. Сумму сделки в компании не раскрывают, однако, по мнению аналитиков, покупка сети АЗС могла обойтись компании более чем в $1 млрд (подробный расклад читайте ниже).
Вместе с АЗС «Лукойлу» достались и другие активы Akpet - восемь нефтепродуктовых терминалов общей емкостью 300 000 кубометров (шесть из них - для морской перевалки), пять хранилищ сжиженного углеводородного газа емкостью 7650 кубометров, три авиатопливозаправочных комплекса емкостью 7000 кубометров и завод по производству и фасовке моторных масел мощностью 12 000 тонн в год.
Нефтепродукты на турецкие заправки «Лукойл» намерен поставлять со своего НПЗ в Болгарии - «Нефтохим Бургас», а также двух сицилийских НПЗ ISAB (49% участия в них российская компания приобрела в прошлом месяце).
Движение на запад
"Лукойл" уже давно целенаправленно скупает заправки в Европе и США. Их число уже доросло до 6 тыс. АЗС. Недавно в интервью газете "Ведомости" Вагит Алекперов подчеркивал: «В Европе российские нефтяные компании, в том числе и мы, должны приблизиться к конечному потребителю. Чтобы выйти к нему, нужно покупать рынки - это завод и сети. Не просто поставить дизельное топливо на оптовый рынок, а купить рынок».
«Лукойл» уже владеет четырьмя крупными и двумя мини-НПЗ в России, а также тремя заводами за рубежом - на Украине, в Румынии и Болгарии. Покупка доли в двух НПЗ на Сицилии должна быть согласована до конца года, компания планирует интегрировать их со следующего года. Совокупная мощность всех заводов компании составляет 58 млн т нефти в год, из них зарубежных - 14 млн т.
Согласно десятилетнему плану до 2016 года, «Лукойл» увеличит объемы переработки почти вдвое - до 100 млн т в год. Компания намеревается вложить в развитие нефтепереработки за рубежом $12 млрд. При этом в Европе перерабатывающие мощности планируется нарастить на 13-16 млн т.
Стратегия развития «Лукойла» предполагает, что к 2016 году на Россию будет приходится 56% переработки, на Европу - 30%, Азию и Америку, где у компании пока нет НПЗ, - 14%.
Приняв подобную стратегию, «Лукойл» не оказался в одиночестве. Например, "Газпром нефть" рассчитывает довести число собственных зарубежных АЗС до 5 тыс. к 2020 году. К этому же сроку объем продаж нефтепродуктов через собственную сеть заправок достигнет около 12 тыс. т в год. Неудивительно, что российских нефтяников привлекают иностранные сети АЗС. Покупки, дающие доступ к самому прибыльному сегменту нефтяного бизнеса - сбыту нефтепродуктов - просто необходимы для российских нефтяных гигантов, чьи экспортируемые нефтепродукты сейчас фактически являются сырьем для дальнейшей переработки.
В розницу выгоднее
Розничная торговля нефтепродуктами, пожалуй, самый высокодоходный сегмент нефтяного бизнеса. Продажа сырой нефти приносит сверхприбыли, львиную долю которых изымает государство. А оптовый сбыт нефтепродуктов, по сравнению с реализацией их на АЗС, намного менее прибылен. Так, в 2007 году компания продавала нефтепродукты по средней оптовой цене в $631 за т, тогда как в розницу цена составляла $1188 за т, приводит данные RB.ru аналитик ИК "Велес Капитал" Дмитрий Лютягин. Кроме того, недостаточное развитие розничных сетей может серьезно сдерживать рост перерабатывающих мощностей.
Для загрузки приобретенных АЗС в Турции потребуется 2 млн т нефтепродуктов в год, полагает Лютягин. АЗС находятся в территориальной близости к болгарскому НПЗ "Нефтохим Бургас" и итальянскому ISAB (Сицилия), поэтому развивать данный проект будет выгодно и с логистической точки зрения, считает аналитик.
Время дорогих покупок
В целом, рыночная цена покупки сети турецкой АЗС вместе с другими активами составляет $1,75-2 млрд, оценивает Лютягин. Причем, по его оценке, сама сеть в почти 700 заправок обошлась «Лукойлу» в 1 млрд 380 млн долларов. Если несколько лет назад компания приобретала зарубежные АЗС по $300-400 тыс. за штуку, то теперь приходится платить больше - неудивительно при уровне мировых цен на нефть почти в $130. Одна АЗС в Турции должна была обойтись "Лукойлу" в среднем в $1,5-2 млн, считает Лютягин. Но и такая цена вполне приемлема: стоимость АЗС в России сейчас варьируется от $1,5 до 3 млн, а по некоторым оценкам, доходит и до $4 млн за одну заправку.
Нефтепродуктовые терминалы также могут быть полезными «Лукойлу». Впрочем, если компания сможет реализовывать все производимое в относительной близости к Турции топливо на турецком же рынке, эту часть активов компания сможет продать.
100% акций турецкой компании Akpet российский «Лукойл» приобрел через свою зарубежную "дочку" - Lukoil Eurasia PetrolA.S. Приобретение - это сеть из 693 АЗС, занимающая около 5% турецкого розничного рынка нефтепродуктов. До сделки «Лукойл» владел в этой стране всего 53 АЗС. Еще 16 станций находились на этапе строительства. Приобретение крупных сбытовых активов в Турции увеличит зарубежную розничную сеть компании сразу на 18%, как отмечает президент «Лукойла» Вагит Алекперов в официальном сообщении. В целом заправочная сеть компании увеличится благодаря этой сделке на 12%. Сумму сделки в компании не раскрывают, однако, по мнению аналитиков, покупка сети АЗС могла обойтись компании более чем в $1 млрд (подробный расклад читайте ниже).
Вместе с АЗС «Лукойлу» достались и другие активы Akpet - восемь нефтепродуктовых терминалов общей емкостью 300 000 кубометров (шесть из них - для морской перевалки), пять хранилищ сжиженного углеводородного газа емкостью 7650 кубометров, три авиатопливозаправочных комплекса емкостью 7000 кубометров и завод по производству и фасовке моторных масел мощностью 12 000 тонн в год.
Нефтепродукты на турецкие заправки «Лукойл» намерен поставлять со своего НПЗ в Болгарии - «Нефтохим Бургас», а также двух сицилийских НПЗ ISAB (49% участия в них российская компания приобрела в прошлом месяце).
Движение на запад
"Лукойл" уже давно целенаправленно скупает заправки в Европе и США. Их число уже доросло до 6 тыс. АЗС. Недавно в интервью газете "Ведомости" Вагит Алекперов подчеркивал: «В Европе российские нефтяные компании, в том числе и мы, должны приблизиться к конечному потребителю. Чтобы выйти к нему, нужно покупать рынки - это завод и сети. Не просто поставить дизельное топливо на оптовый рынок, а купить рынок».
«Лукойл» уже владеет четырьмя крупными и двумя мини-НПЗ в России, а также тремя заводами за рубежом - на Украине, в Румынии и Болгарии. Покупка доли в двух НПЗ на Сицилии должна быть согласована до конца года, компания планирует интегрировать их со следующего года. Совокупная мощность всех заводов компании составляет 58 млн т нефти в год, из них зарубежных - 14 млн т.
Согласно десятилетнему плану до 2016 года, «Лукойл» увеличит объемы переработки почти вдвое - до 100 млн т в год. Компания намеревается вложить в развитие нефтепереработки за рубежом $12 млрд. При этом в Европе перерабатывающие мощности планируется нарастить на 13-16 млн т.
Стратегия развития «Лукойла» предполагает, что к 2016 году на Россию будет приходится 56% переработки, на Европу - 30%, Азию и Америку, где у компании пока нет НПЗ, - 14%.
Приняв подобную стратегию, «Лукойл» не оказался в одиночестве. Например, "Газпром нефть" рассчитывает довести число собственных зарубежных АЗС до 5 тыс. к 2020 году. К этому же сроку объем продаж нефтепродуктов через собственную сеть заправок достигнет около 12 тыс. т в год. Неудивительно, что российских нефтяников привлекают иностранные сети АЗС. Покупки, дающие доступ к самому прибыльному сегменту нефтяного бизнеса - сбыту нефтепродуктов - просто необходимы для российских нефтяных гигантов, чьи экспортируемые нефтепродукты сейчас фактически являются сырьем для дальнейшей переработки.
В розницу выгоднее
Розничная торговля нефтепродуктами, пожалуй, самый высокодоходный сегмент нефтяного бизнеса. Продажа сырой нефти приносит сверхприбыли, львиную долю которых изымает государство. А оптовый сбыт нефтепродуктов, по сравнению с реализацией их на АЗС, намного менее прибылен. Так, в 2007 году компания продавала нефтепродукты по средней оптовой цене в $631 за т, тогда как в розницу цена составляла $1188 за т, приводит данные RB.ru аналитик ИК "Велес Капитал" Дмитрий Лютягин. Кроме того, недостаточное развитие розничных сетей может серьезно сдерживать рост перерабатывающих мощностей.
Для загрузки приобретенных АЗС в Турции потребуется 2 млн т нефтепродуктов в год, полагает Лютягин. АЗС находятся в территориальной близости к болгарскому НПЗ "Нефтохим Бургас" и итальянскому ISAB (Сицилия), поэтому развивать данный проект будет выгодно и с логистической точки зрения, считает аналитик.
Время дорогих покупок
В целом, рыночная цена покупки сети турецкой АЗС вместе с другими активами составляет $1,75-2 млрд, оценивает Лютягин. Причем, по его оценке, сама сеть в почти 700 заправок обошлась «Лукойлу» в 1 млрд 380 млн долларов. Если несколько лет назад компания приобретала зарубежные АЗС по $300-400 тыс. за штуку, то теперь приходится платить больше - неудивительно при уровне мировых цен на нефть почти в $130. Одна АЗС в Турции должна была обойтись "Лукойлу" в среднем в $1,5-2 млн, считает Лютягин. Но и такая цена вполне приемлема: стоимость АЗС в России сейчас варьируется от $1,5 до 3 млн, а по некоторым оценкам, доходит и до $4 млн за одну заправку.
Нефтепродуктовые терминалы также могут быть полезными «Лукойлу». Впрочем, если компания сможет реализовывать все производимое в относительной близости к Турции топливо на турецком же рынке, эту часть активов компания сможет продать.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
ВОЗМОЖНОСТИ
25 апреля 2024
26 апреля 2024
29 апреля 2024
30 апреля 2024