Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Магазины duty free вскоре появятся на железнодорожных вокзалах

Архив rb.ru
Мария Грибцова

Автор издания RB (Архив)

Мария Грибцова

Аналитики считают проект очень выгодным, прежде всего, для РЖД

Магазины duty free вскоре появятся на железнодорожных вокзалах
Согласно распоряжению премьер-министра Владимира Путина, "Российские железные дороги" теперь уполномочены открывать магазины беспошлинной торговли на железнодорожных вокзалах. Пилотный магазин duty free до конца этого года должен появиться на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге. Эксперты RB.ru отмечают, что сеть магазинов беспошлинной торговли будет выгодна, прежде всего, РЖД и дружественным ей компаниям.

Правительство России в лице Владимира Путина издало распоряжение, которое разрешает открывать беспошлинные магазины duty free в местах, где есть пункт пропуска через границу. Пока такие магазины есть только в аэропортах, теперь же они появятся и на вокзалах, с которых поезда отправляются за границу и на которых есть пункты таможенного контроля. Всего в России около 30 вокзалов, которые удовлетворяют таким требованиям.

Такие магазины будут иметь вывеску "Розничная торговля товарами в помещениях магазинов беспошлинной торговли". Ранее начальник дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергей Абрамов сообщал, что первый duty free на вокзале в РЖД будет открыт до конца текущего года. По словам Абрамова, такая точка появится на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге.  Он также уточнил, что проекты будут реализовываться с помощью частных инвесторов - партнеров РЖД.

По данным Ассоциации беспошлинной торговли и торговли на транспорте, в конце 2011 года в России работало свыше 150 магазинов duty free. 

Рентабельность будет выше, чем в ритейле

"Эту идею, естественно, лоббировало РЖД, так как для корпорации это означает дополнительные рентные доходы и повышение лояльности, - комментирует Анна Зайцева, аналитик ИК "Финам". - На наш взгляд, достаточно логичная инициатива - в стране несколько десятков железнодорожных пунктов таможенного контроля и во всех этих приграничных зонах теперь можно разместить объекты беспошлинной торговли. Конечно, проект duty free на транспорте реализовать сложнее, чем, например, в аэропорту, так как специфика будет несколько иная - время ожидания, скорее всего, меньше, необходимо продумывать более сложную логистику и оригинальные форматы. Тем не менее, это, несомненно, привлекательная для бизнеса идея. Железнодорожные маршруты дальнего следования, естественно, генерируют мощный потребительский трафик".

Зайцева также отметила, что для потенциального покупателя магазины беспошлинной торговли, скорее всего, станут привлекательным предложением. Ритейлеру остается только эффективно реализовать такой проект. По ее мнению, рентабельность магазинов duty free вполне может быть в 3-4 раза выше, чем в обычном ритейле, условно в среднем диапазоне 20-30%.  

Ксения Аношина, аналитик ИК "Грандис Капитал" также отметила, что решение ввести duty free  на вокзалах согласуется с долгосрочной стратегией РЖД – благоустроить все привокзальные площади в крупных городах, особенно в столице. На этом фоне появление цивилизованных видов торговли, в том числе зон беспошлинной торговли выглядит логичным.

"По нашему мнению, проект имеет шансы на успех, несмотря на то, что среднее время пребывания человека на вокзале относительно невелико, - говорит Аношина. - В ожидании поезда дальнего следования средний пассажир проводит на вокзале около получаса, тогда как пребывание в аэропорту составляет в среднем не менее часа. Однако можно предположить, что с учетом невысоких цен в зоне беспошлинной торговли, среднему россиянину хватит времени, чтобы совершить покупку. Наверняка, ассортимент в магазинах беспошлинной торговли будет не таким разнообразным, как в аэропортах. Сложно себе представить на железнодорожных вокзалах витрины с Dolce&Gabbana или Prada, но сувениры, алкоголь, продуктовые товары будут пользоваться определенным спросом".

Прибыль поделят РЖД и дружественные ей партнеры

Содиректор аналитического отдела "Инвесткафе" Дмитрий Адамидов уверен, что магазины duty free, которые будут располагаться на вокзалах, безусловно, смогут  повысить выручку. Он отметил, что это входит в стратегию развития РЖД привокзальных комплексов, которая была разработана 2008-2010 годах. 
"Крайней необходимости в таких магазинах нет, но опыт аэровокзалов показывает, что они способны давать очень приличный дополнительный доход и вокзалам, и операторам, - говорит Адамидов. - Беспошлинной торговлей на вокзалах будут заниматься компании, дружественные РЖД. Выгоду от дьюти-фри получат и операторы, и вокзалы. На примере аэропортов, которые сдают места в аренду по завышенной арендной ставке".

Директор по управлению активами инвестиционной компании "ТРЕЙД-ПОРТАЛ" Николай Солабуто отмечает, что открытие магазинов duty-free на вокзалах, где есть международное сообщение, дает РЖД возможность заработать на этом, но желательно, чтобы сами магазины были юридическими лицами РЖД. "Если это будут сторонние компании, то РЖД сможет заработать только на сдаче в аренду своих помещений на вокзалах, что не очень выгодно. Второй важный момент заключается в том, что международное железнодорожное сообщение у нас не очень развито, и сравнивать его, например, с авиасообщением и оборотом магазинов duty-free в аэропортах невозможно. У нас есть одно короткое и востребованное направление международных ж/д перевозок – это Санкт-Петербург – Хельсинки. Для самолета расстояние слишком небольшое и билет относительно дорог, а на пути автомобилистов стоит сложная процедура таможенного контроля на границе. На поезде же процедура прохождения границы существенно ускорена. Поезд – наиболее удобный вариант, и тут пассажиры, конечно, хотели бы получить тот же уровень сервиса, к которому они привыкли, летая за границу самолетами", - комментирует Солабуто.

Он также добавил, что оборот одного магазина duty-free в аэропорту, доходит до $5-6 млн в год, но надо учитывать специфику – в основном это дорогой алкоголь, на него приходится до 40% выручки.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Открыт прием заявок в акселератор РЖД
  2. 2 Не только твердо стоять на ногах: кто отвечает за ESG в крупнейших российских компаниях