Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Иностранные СМИ о гибели де Маржери: "Конец эры Total", "Россия потеряла нефтяного союзника"

Архив rb.ru
Екатерина

Екатерина

"Лучше вести переговоры с проблемными политиками в богатых ресурсами странах, чем добывать низкорентабельную нефть в безопасных местах", - так охарактеризовал деятельность Кристофа де Маржери WSJ.

Иностранные СМИ о гибели де Маржери: "Конец эры Total", "Россия потеряла нефтяного союзника"

"Лучше вести переговоры с проблемными политиками в богатых ресурсами странах, чем добывать низкорентабельную нефть в безопасных местах", - так охарактеризовал деятельность Кристофа де Маржери WSJ. Forbes пишет, что де Маржери следовал примеру главы ENI Энрико Маттеи, толкая свою компанию в новые области и беря на себя роль дипломата для этого. RB.ru собрал реакцию зарубежных СМИ и журналистские оценки того, как гибель главы Total отразится на мировой индустрии добычи нефти.


"Россия потеряла нефтяного союзника" - заметку с таким заголовком посвятил погибшему топ-менеджеру Bloomberg.  "Последний шаг Кристофа де Маржери в качестве главного управляющего Total не оставлял никаких сомнений в том, как он относился к путинской России", - пишет Bloomberg. Выступая в Москве за несколько часов до гибели в авиакатастрофе, де Маржери назвал санкции ЕС и США в отношении России "несправедливыми и бесполезными", а также заметил, что он против попыток "изолировать Россию от основного глобального экономического и политического процесса".

 

"Смерть де Маржери - это исчезновение "со сцены" бизнесмена, который редко чурался геополитических дебатов и стал одним из самых громогласных союзников России, когда та пыталась избежать экономического карантина. Де Маржери был готов высказывать то, что другие осмеливались только подумать. Хотя европейские гигантские корпорации, от Siemens до Renault, выстроили тесные отношения с Россией, большинство лидеров бизнеса предпочитают не предавать свои лоббистские усилия огласке, дабы не обидеть правительства, которые твердо намерены наказать Путина", - говорится в статье.

 

"У де Маржери были веские причины возражать против попыток ослабить экономические связи России с другими крупными экономиками. Под его руководством Total сделала крупную ставку на Россию. Вместе с "Новатэком" она развивала СПГ-терминал в Арктике, вместе с "Лукойлом" искала нефть в Сибири.

 

Де Маржери неоднократно заявлял на конференциях по всему миру, что без российских запасов невозможно удовлетворить глобальный рост спроса на энергоносители.

 

Он не скрывал своего недовольства санкциями в отношении России. "В апреле Total планировала увеличить свою долю в "Новатэке". Это было всего через несколько недель после того, как США заморозили активы Геннадия Тимченко - второго по величине акционера этой компании", - говорится в статье.

 

"Хотя другие нефтяные гиганты также развивали партнерские отношения с Россией, которая обладает самыми большими подтвержденными запасами нефти и газа, никто не выступал так резко против изоляции, как Total", пишет Bloomberg.  Издание указывает, что, в частности, Боб Дадли, глава BP Plc, которая владеет 20% поддерживаемой государством нефтяной компании ОАО "Роснефть", в июле назвал санкции "вопросом, подлежащим пересмотру со стороны правительства". Глава Exxon Mobil Рекс Тиллерсон последовательно отказывается  комментировать санкции, которые заставили крупнейшую в мире частную нефтедобывающую компанию приостановить освоение Арктики совместно с "Роснефтью".

 

"Стремление де Маржери добывать все больше нефти и газа побудило его в последние недели заявить, что он "делает все", чтобы осуществить его ключевой российский проект - работы в газовой индустрии на Ямале с бюджетом в 27 млрд долларов. После санкций США, которые запрещают кредитовать проект в долларах, де Маржери сказал, что компания и ее партнеры рассчитывают, что недостачу восполнят китайские банки", - говорится в тексте статьи на Bloomberg.

 

Плохая репутация России в сфере авиабезопасности 


Французская газета Les Echos написала, что "авиакатастрофа, в которой погиб Кристоф де Маржери, в первую очередь подтверждает плохую репутацию России в сфере авиационной безопасности" (цитата по "МК"). Далее издание приводит статистику: в России на миллион полетов в период между 2006 и 2013 годами, приходится 6,02 аварий, то есть воздушное пространство в три раза опаснее, чем небо над Западной Европой, и в четыре раза ­- чем над США. Такая ситуация, по мнению журналистов французского издания, во многом обусловлена суровыми погодными условиями и оборудованием, оставшимся со времен СССР.

 

"Конец эры Total"


Заметку с таким заголовком опубликовали в блоге на WSJ. Теперь компания должна определиться со своими дальнейшими шагами на фоне спада цен на нефть и неопределенной политики в России, куда де Маржери инвестировал миллиарды долларов, полагает автор заметки.
В тексте отмечается, что поиск преемника де Маржери не будет легким (прим. RB.ru - компания назначила нового главу Патрика Пуйенна). Total - один из крупнейших иностранных инвесторов (вместе с Exxon, Royal Dutch Shell and Chevron), но будущее туманно после падения малазийского лайнера 17 июля над украинской территорией, удерживаемой пророссийски настроенными ополченцами.

Маржери как руководитель


"Почти все описывают его как своеобразного начальника, чье поведение скорее больше подходило для ранней эпохи нефтяной отрасли. Другие отдают должное его талантам руководителя и тому, как он смог воспитать уважение и восхищение среди своих сотрудников", - пишет WSJ.

 

"В большой компании типа Total, где работает 100 тысяч человек по всему миру в 130 офисах, Кристоф де Маржери старался установить личный контакт с каждым", - рассказал менеджер по аффилированным отношениям в штаб-квартире компании в Париже Халед Юсуф.

 

Иран, Ирак, Мьянма и другие недемократические режимы


Отношения с Ираном и Ираком в 1990-х годах преследовали де Маржери. В прошлом году компания обязалась выплатить $398 млн для снятия обвинений, предъявленных США, в том, что она дала взятку с целью заключения нефтегазовых контрактов в Иране.

 

"Де Маржери также работал в направлении того, чтобы компания оказалась в выигрышном положении при возвращении в Иран, если будут сняты экономические санкции Запада", - пишет Reuter.

 

В этом году де Маржери заявил, что он хотел бы заново выйти на рынок Ирана, как только позволит политическая ситуация. Так, он встречался с президентом Ирана Хассаном Рухани и главами энергетических компаний на форуме в Давосе в январе, указывает Bloomberg.

 

В прошлом году Total, де Маржери и 17 других руководителей обвинялись во Франции за коррупцию в связи с программой ООН "нефть в обмен на продовольствие" в Ираке, в результате которой правительство Саддама Хусейна незаконно получило $1,8 млрд, но все были оправданы. (Программа, позволявшая Ираку продавать немного нефти на мировых рынках в обмен на гуманитарную помощь, но отмененная в связи с вторжением США в Ирак в 2003 году.) Total, наряду с остальными, обвинялась в нарушении условий программы.

 

"За последние 10 лет де Маржери увел свою компанию со стареющих европейских месторождений, сделав ставку на то, что лучше вести переговоры с проблемными политиками в богатых ресурсами странах, чем добывать низкорентабельную нефть в безопасных местах", - так охарактеризовал деятельность топ-менеджера WSJ.

 

Де Маржери критиковал правительства западных стран за санкции против Ирана. Компания также ведет деятельность в Мьянме с 1992 года, даже после того, как США ввели санкции против этой страны в 1997 году.

 

Шотландский вопрос

 

В этом году де Маржери заявил репортерам NYT, что его совершенно не волнует исход референдума за независимость в Шотландии, несмотря на то, что многие коллеги были против выхода Шотландии из состава Соединенного Королевства. Total сделала серьезные инвестиции в то, что в случае иного исхода голосования стало бы территориальными водами Шотландии.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter