Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Майкл Мур призвал к свержению капитализма

Архив rb.ru
Илья

Илья

В новом фильме американский публицист исследует причины кризиса капиталистической системы

Майкл Мур призвал к свержению капитализма
В воскресенье на кинофестивале в Венеции прошла презентация нового фильма скандального документалиста Майкла Мура под названием "Капитализм: История любви". История эта закончилась громким разводом, говорит Мур, и призывает, ни много ни мало, к свержению современной капиталистической системы.

"Капитализм - зло, а злом управлять невозможно", - утверждает знаменитый кинопублицист Майкл Мур в своем новом документальном фильме. Правда, что именно он предлагает взамен капитализму, он объясняет не слишком ясно: "Капитализм придется уничтожить и заменить на что-то более пригодное для людей. И это что-то называется демократия". Судя по тому, что фильм заканчивается Интернационалом в джазовой обработке, можно осторожно предположить, что под демократией Мур понимает гибрид двух экономических систем, противостоявших друг другу на протяжении прошлого столетия. Впрочем, эту тему Мур не развивает.

"Место преступления"

В центре сюжета фильма - события недавнего прошлого: банкротство банка Lehman Brothers в сентябре 2008 г. и решение правительства США о выделении финансовой системы госпомощи в размере $700 млрд. Кстати, выход "Капитализма" в американский прокат автор назначил на 2 октября, приурочив к годовщине этого решения администрации Буша.

Фильм изобилует эффектными сценами с участием самого Мура. К примеру, он оклеивает здание нью-йоркской биржи и желтой лентой с надписью "Место преступления. Не заходить за линию" (такой лентой пользуется полиция США, чтобы огородить место преступления). Другой момент: он входит в помещение банка на Уол-Стрит, получившего от правительства финансовую поддержку, и в рупор заявляет: "Мы пришли, чтобы забрать деньги и вернуть их американцам".

Он пристает на улице к банкирам, выходящим из своих офисов, требуя дать определение слову "деривативы". Все предпочитают молча отвернуться, кроме одного - он кричит Муру: "Не снимай больше фильмов!". Позже автор обращается с тем же вопросом к экс-главе Lehman Brothers и ученому из Гарварда, но оба плохо справляются с толкованием термина.

Мур досконально изучает подоплеку выдачи банкам господдержки. Одна из версий, которую он выдвигает, состоит в том, что решение за счет денег налогоплательщиков спасти Goldman и другие "замечательные финансовые институты" пролоббировал бывший министр финансов Генри Полсон, который ранее работал гендиректором Goldman Sachs.

"У нас есть закон, запрещающий азартные игры. Но на Уол-Стрит они разрешены, - возмущается автор фильма. - Они крутят наши деньги, вкладывают их в пирамиды и в махинации с кредитами, которые приводят к дефолту. Просто взять их под контроль и регулировать - недостаточно".


Майкл Мур анонсирует фильм

Капиталисты-стервятники

Но кризис на Уол-Стрит - не единственная тема, которую Мур освещает в своем фильме. Его новая работа - это целый обвинительный акт капитализму, пишет агентство Bloomberg.

Фильм начинается с душераздирающих сцен: людей выгоняют из домов за неуплату ипотечного кредита. Молодой чернокожий наблюдает за тем, как его дом заколачивают досками. Женщина плачет, когда шериф зачитывает ей судебное решение о выселении.

"Это капитализм, - комментирует голос Мура за кадром, - система, которая построена на принципе "давать и брать", но главным образом - именно "брать". В фильме приводятся слова священника, который называет капитализм "безнравственным и отвратительным". Современная капиталистическая система обрекает миллионы на нищету, заявляет Мур.

В одной из сцен зрителей знакомят с жителем штата Флорида, который работает в компании под названием Condo Vultures - это название можно перевести как "Стервятники жилой недвижимости". Он обслуживает клиентов, которые скупают и с выгодой продают дома, изъятые по закладным. Мур спрашивает у него: "Чем вы отличаетесь от настоящего стервятника? "Я не блюю на самого себя", - хохочет в ответ риэлтор.

Мур делает и небольшой экскурс в историю. Нынешний кризис, по его мнению, начался с избранием Рональда Рейгана на пост президента США в 1980 г. "С этого момента страна стала управляться корпорацией", - говорит Мур, указывая, что министр финансов при Рейгане Дональд Риган был прежде главой Merrill Lynch.

Мур приводит множество примеров худших проявлений капитализма, но этим не ограничивается. Он показывает, как граждане пытаются брать власть в свои руки: выкупают акции компаний, в которых работают, устраивают сидячие забастовки и т.п. Он призывает не останавливаться на этом.


Трейлер фильма

"Тому, кто сидит в Белом доме"

"Хотя "Капитализм. История любви" не сравнится по силе воздействия с фильмом "Сико", а по политическому влиянию - с "Фаренгейтом 9/11", все же во многих отношениях это лучшее произведение Мура, - пишет обозреватель журнала Time. - В нем звучит один из его излюбленных лейтмотивов: большой бизнес ломает жизнь маленького человека, а правительство этому потворствует".

"Я отказываюсь жить в такой стране, но и не уезжаю", - говорит Мур в конце фильма, намекая, что система должна измениться. Впрочем, призывы к революции вряд ли будут иметь какой-то эффект, считает обозреватель Time. По мнению журналиста, фильмы Мура всегда были одними из самых кассовых в документальном жанре, потому что обыватели воспринимали их как развлекательные.

"Моей целью было сказать слова, которые необходимо сказать, и поднять вопросы, которые нельзя не поднять", - заявил сам Майкл Мур на пресс-конференции в Венеции. Режиссер поведал о том, что во время работы над фильмом предупредил свою съемочную команду: "Скорее всего, это последний фильм, который они дадут нам сделать".

По мнению Bloomberg, "Капитализм. История любви" еще раз доказывает, что Майкл Мур - "талантливый памфлетист и голос американской демократии". "Многое из сказанного в фильме адресовано одному человеку - тому, кто сидит в Белом доме", - заявил Мур на пресс-конференции.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как выглядит транспорт будущего в кино
  2. 2 «Киношколы — это хардкор для сильных духом»: Юрий Грибанов — о «Цехе»
  3. 3 «Маша и Медведь» в Дубае и «Чебурашка» в России — как российским анимационным студиям занять нишу на рынке