Архив rb.ru

"Мегафон" не испугался Ахамадинежада

Архив rb.ru
Николай

Николай

Компания "Мегафон", упустившая первый период заграничного роста, может рискнуть и выйти в Иран

"Мегафон" не испугался Ахамадинежада
Третий по числу абонентов оператор мобильной связи в России компания "Мегафон" может начать работу в Иране. На этом очень перспективном, но опасном рынке компания постарается наверстать упущенное в СНГ. Стратегии международной экспансии российских сотовиков свидетельствуот о том, что они пошли по пути, проторенному нефтяниками и газовиками, захватывая рынки, на которые Запад не допущен или не идет.

Эпоха взрывного роста базовых услуг сотовой связи в России завершена. Это означает, что компании сотовой связи, желающие остаться в лидерах, должны одновременно наращивать свое присутствие за рубежом и предлагать все более разнообразные услуги в России.

Первые две компании Большой тройки - МТС и "Вымпелком" - развивают услуги в России, но при этом все большую значимость для них приобретают зарубежные рынки. Так, МТС представлена еще в пяти странах СНГ, а "Вымпелком" - в шести. По данным на конец сентября, у МТС на зарубежные операции приходилось уже 24,8% выручки, у "Вымпелкома" - 15,5%. При этом, полагают эксперты, доходы от работы за рубежом будут становиться все более значимой частью выручки российских сотовых компаний.

С этой точки зрения достаточно успешная в России компания "Мегафон" выглядит не лучшим образом. "Мегафон" помимо России работает только в Таджикистане. Такое положение объясняется несколькими причинами. Во-первых, компания упустила время. В интервью газете "Ведомости" гендиректор "Мегафона" Сергей Солдатенков заявил: "Несколько лет назад можно было приобрести привлекательные активы за пределами России, но тогда мы испытывали недостаток в финансах, а когда появились деньги, стало меньше возможностей".

Кроме того, возможности расширения частично ограничены тем, что акционер "Мегафона" компания TeliaSonera, которой принадлежит 35,6% акций, сама работает в ряде стран СНГ. В результате сейчас, по словам Солдатенкова, компания изучает разные варианты, однако пока реальных планов нет.

Впрочем, как пишет газета "Ведомости" со ссылкой на источники, близкие к руководству компании, один из возможных путей развития компании - это выход на рынок Ирана. Якобы совет директоров "Мегафона" одобрил участие компании в тендере на сотовую лицензию в этой стране.

Если это правда, то "Мегафон" сможет побороться за право выйти на очень перспективный, однако непредсказуемый рынок. По данным Informa Telecoms & Media, в конце 2007 г. четыре GSM-оператора Ирана обслуживали 24,7 млн клиентов - 35,4% населения. При этом эксперты прогнозируют стремительный рост числа абонентов. К 2010 г. их число увеличится в 1,5 раза, утверждают аналитики.

Однако понятно, что Иран, который, по мнению США, входит в число стран поддерживающих терроризм и разрабатывающих ядерное оружие, - это рынок, подразумевающий значительные риски. Во-первых, это вопрос геополитической стабильности, во-вторых, проблема гарантий собственности. Если учесть, что, по оценке источника, только лицензия в Иране будет стоить $600-800 млн, то риск значительный.

Однако для "Мегафона", который почти "упустил" рынки стран СНГ, он может быть оправданным. Если компании действительно удастся выйти на этот рынок, то можно будет говорить о серьезной тенденции в российском бизнесе - крупные отечественные компании, начиная зарубежную экспансию, выходят на рынки, которые закрыты для крупных западных конкурентов.

Например, понятно, что в Иране не позволят работать ни одной американской или британской компании - если даже у турецкой Turkcell в Иране в свое время возникли серьезные проблемы из-за того, что компания сотрудничала с израильскими партнерами. Точно так же, например, российские нефтяники и газовики пришли на смену американцам и европейцам в Венесуэлу.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 10+ идей для ИТ-стажировки весной и летом 2023 года
  2. 2 Краш-тест сайтов: взяли под прицел операторов «большой тройки»