Архив rb.ru

Международным авиаперевозкам грозит коллапс

Архив rb.ru
Владимир

Автор издания RB.RU

Владимир

Рост цен на топливо поставил многие авиакомпании на грань банкротства

Международным авиаперевозкам грозит коллапс
Присоединиться
Международные авиаперевозчики на грани отчаяния - в 2008 г. растущие цены на топливо сулят им потери в $2,3 млрд. И это после того, как в прошлом году отрасль впервые с 2000 г. вышла в прибыль. За последние полгода обанкротились 24 авиакомпании, и если не принять решительных мер, предостерегает Международная ассоциация воздушного транспорта, то индустрию ждет коллапс, который обернется экономической катастрофой для всех стран.

Авиакеросин дорожает во всем мире вслед за нефтью. В России, по данным Росавиации, стоимость топлива с начала года выросла на 70%, а с учетом скачка цен на 30% прошлой осенью, то менее чем за год цены удвоились, приблизившись к мировым. А расходы международных авиаперевозчиков на авиатопливо по сравнению с прошлым годом выросли, по их собственным данным, на 90%.

В связи с рекордными ценами на нефть, установившимися в последние дни, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), представляющая интересы 230 авиакомпаний (в т.ч. 6-ти российских), на долю которых приходится 94% международных регулярных воздушных перевозок, резко понизила прогнозы прибылей на 2008 год. В этом году международные авиакомпании потеряют $2,3 млрд, сокрушается IATA.

Еще в марте ассоциация предсказывала $4,5 млрд прибыли. Но тогда цена нефти колебалась в районе $86 за баррель, а сейчас - уже в коридоре $120-130, отмечает The New York Times. По последним прогнозам, на которых основываются пессимистические оценки IATA, среднегодовая цена на нефть марки Brent оценивается в $107 за баррель, что означает для индустрии авиаперевозок повышение расходов на топливо на 40 млрд - до $176 млрд.

На грани срыва

Отрасль международных авиаперевозок, по данным IATA, только в прошлом году восстановилась от последствий терактов 11 сентября, впервые с 2000 г. получив чистую прибыль ($5,6 млрд). "Нефть, подскочившая до заоблачных $130 за баррель, привела нас на неисследованную территорию. Добавьте к этому слабость мировой экономики, и мы получаем очередной настоящий шторм", - говорит генеральный директор IATA Джованни Бисиньяни.

Каждый раз, когда цена нефти повышается на один доллар, авиаперевозчики сталкиваются с необходимостью повысить расходы на $1,6 млрд. По словам Бисиньяни, за последние полгода обанкротились 24 авиакомпании, а в будущем году индустрии авиаперевозок грозят дополнительные расходы на топливо на суму $99 млрд.

Как пишет The Guardian, на прошедшей недавно в Стамбуле ежегодной встрече с главами авиакомпаний Бисиньяни назвал ситуацию отчаянной, и потенциально еще более разрушительной для индустрии авиаперевозок, чем последствия терактов в США, экономического спада и эпидемии птичьего гриппа и войны в Ираке. "Это колоссальный кризис, который может полностью изменить индустрию авиаперевозок", - категоричен он.

Если цена нефти останется в районе $135 за баррель, как это было в последние несколько дней, глобальные потери авиакомпаний за год могут дойти до $6,1 млрд. Руководители крупнейших перевозчиков, присутствовавшие на встрече IATA, говорят, что стоят на краю пропасти. "Это уже не проблема индустрии, если мы рухнем, это будет экономическая катастрофа для всех стран, - предостерегает Бисиньяни. - Атлантику на поезде не пересечешь".

Выход

По мнению Бисиньяни, сейчас индустрии, чтобы выжить, необходимы еще более глобальные и решительные действия, чем те, что были приняты после 11 сентября 2001 года, пишет Financial Times. За шесть лет КПД авиакеросина международные авиакомпании повысили на 19%, а нетопливные расходы понизили на 18%. Однако с учетом потерь, которые отрасль несла на протяжении шести из последних семи лет, ее долги все равно составляют $190 млрд, говорит глава IATA.

Стратегическим выходом из кризисной ситуации глава IATA видит международную консолидацию авиаперевозчиков. Но этому препятствует то, что регулируют взаимодействия между ними двусторонние межгосударственные договоры: таковых насчитывается около 3500. Бисиньяни призывает правительства отказаться от них. "Мы боремся с кризисом со связанными руками, - сетует Бисиньяни, - потому что сейчас наш бизнес определяют не бренды, а флаги". Кроме того, авиаотрасли предстоят массовые сокращения рабочих мест, предупреждает глава IATA.

Кто выживет

Аналитик банка Sal. Oppenheim во Франкфурте Хартмут Моерс считает, что в краткосрочной перспективе ключевой вопрос заключается в том, кто из авиакомпаний лучше защищен от роста цен на нефть. "Здесь надо искать авиакомпании с более активными операциями, обеспечивающие большую гибкость, а также компании с лучшей капитализацией", - говорит эксперт.

В последние месяцы успешные компании повышали цены на билеты, чтобы компенсировать свои растущие расходы, а финансово менее защищенные авиакомпании, (например, британские Maxjet, Eos и Silverjet) были вынуждены прекратить рейсы. В России стоимость авиаперелета также растет, хотя цена на билет остается прежней. Авиаперевозчики просто повышают так называемый топливный сбор, тем самым давая понять, что их услуги не дорожают.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Топливный кризис — как работать? Опыт транспортной компании