Менеджеры пересели с корпоративных "Лад" на иномарки

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

Исследование: доля автомобилей Lada в корпоративных автопарках резко сокращается

Под натиском иномарок "АвтоВАЗ" уже несколько лет теряет свою долю на российском рынке. Все меньше мест для автомобилей "Лада" находится и в корпоративных автопарках.  Согласно исследованию компании "Пятое колесо менеджмент", крупные предприятия все чаще пересаживают своих менеджеров с  отечественных машин на иномарки.

Компания "Пятое колесо менеджмент", занимающаяся управлением корпоративных автопарков, составила рейтинг наиболее популярных автомобильных брендов в парках компаний. Исследование проводилось среди 50 компаний, работающих в сегментах FMCG ("товары народного потребления"), IT, фармацевтики, косметики, страхования, банковском и т.д. В выборке участвовали известные "брендовые" компании, которые, как правило, предоставляют своим работникам дополнительные привилегии, в том числе корпоративную машину. К ним относятся, к примеру, Coca-Cola, Nestle и Procter&Gambel. Каждый автомобильный парк должен был насчитывать не менее 40 автомобилей. В сумме в их парках числилось около 12 тыс. корпоративных автомобилей.

Согласно исследованию, предпочтения корпоративных клиентов во многом не отличаются  от предпочтений вкусов простых покупателей машин. Большинство компаний в качестве корпоративных автомобилей выбирают все те же недорогие иномарки, что и простые россияне. Пятерка лидеров: Ford Focus, Chevrolet Lanos, Chevrolet Lacetti, Renault Logan и Renault Symbol. Все эти модели, кроме Renault Symbol входят в топ-10 самых продаваемых машин в общих рейтингах продаж комитета AEB.

Впрочем, корейские недорогие иномарки Hyundai Accent и Getz, а также японские Toyota Corolla и Mitsubishi Lancer, которые пользуются особой любовью у российских потребителей, для корпоративных нужд покупаются значительно реже. 

"АвтоВАЗ" теряет корпоративных клиентов

Согласно исследованию, самыми популярными автомобилями у корпоративных клиентов являются модели американского производителя Ford, которые занимают более 38% рынка, на втором месте Renault, на третьем - Chevrolet. Своим успешным корпоративным продажам компании обязаны, в первую очередь, недорогим моделям, которые собираются в России (рейтинг см. в доп.материале).

Продукция "АвтоВАЗа" в рейтинге на четвертом месте. Авторы проведенного исследования указывают на  четкий тренд уменьшения доли тольяттинского автогиганта в автопарках российских компаний.

Как говорит RB.ru начальник аналитического отдела "Пятое колесо менеджмент" Вячеслав Николаев, если в 2002-2003 годах автомобили "АвтоВАЗа" занимали около 15% корпоративного рынка, то к 2007 году она снизилась до 6,02%. В этом году "АвтоВАЗ" потеряет еще один процент рынка, а к 2009 году будет занимать всего 4,4%, прогнозирует эксперт.

Многие компании уже совсем отказались от автомобилей "Лада" в пользу недорогих иномарок или находятся в процессе сокращения их числа. Большинство фармацевтических компаний, например, еще в 2005-2006 году прошли путь полной замены отечественного автопарка  на иностранный, рассказывает Николаев. По его данным, фармацевт Schering Clough ранее владел автопарком в 150 автомобилей, состоящим исключительно из отечественных "Лад" и корейских Daewoo. Но затем полностью  заменил его на иномарки. Сейчас основная модель, формирующая автопарк компании, -  Ford Focus. Пивоваренная компания "Балтика", рассказывает собеседник, также пересадила своих менеджеров с легковушек "АвтоВАЗа" на иностранные модели. Основную долю в ее автопарке сейчас занимают Ford Focus и Volkswagen Caddy. Компания Gillette еще до того, как ее поглотила P&G, также отказалась от покупки отечественных "Лад" для корпоративных нужд. Ее автомобильный парк насчитывал более 200 автомобилей.

Кондитерская компания Nestle, владеющая одним из крупных автопарков в более чем 1000 автомобилей, тоже несколько лет назад отказалась от покупки отечественных автомобилей. "Лады" сейчас доживают последние дни, а основную долю автопарка Nestle занимают новые Ford Focus и Mondeo для среднего менеджерского звена и автомобили Volvo для высшего менеджерского состава. В прошлом году производитель окон компания Deluxe заменила вазовские "десятки" на Ford Focus и Chevrolet Lacetti.

Что касается отечественных "Волг", которые производит группа "ГАЗ", то им тоже приходится мириться с возрастающей ролью иномарок. Так, приводит пример Николаев, "Новое желтое такси" пересело с "Волг" на Ford Focus и Chevrolet Lacetti.

Таким образом, иномарки отбирают у "АвтоВАЗа" не только частных клиентов (где рыночная доля волжского автогиганта падает), но и корпоративных.
Как отмечает Николаев, отечественные Lada выигрывают при сравнении стоимости прямой покупки, однако при  сопоставлении совокупной стоимости владения машиной - проигрывают. При покупке в собственность этот фактор становится решающим для российских компаний при обновлении автопарков. Только для тех, кто берет автомобили в лизинг - больше важна низкая стартовая цена машины.  Не добавляет корпоративных продаж "АвтоВАЗу"  и низкий уровень престижности его продукта, говорится в исследовании. Мотивация сотрудников, ездящих на иномарке, становится выше, добавляет Николаев.

Верные клиенты "АвтоВАЗа"

Однако у "АвтоВАЗа" все еще имеются верные корпоративные клиенты. Если Coca-Cola решилась на замену отечественного автопарка иностранным (сейчас идет процесс), то ее главный конкурент Pepsi менять корпоративную политику пока не собирается. Сотрудники Pepsi продолжают ездить по делам на вазовских моделях. Не думают переходить на иномарки и в пивоваренной компании Effes.  Ресторанный оператор Sbarro до сих пор продолжает ездить на "пятерках".  "Вазовские" модели и "Ока" по-прежнему популярны среди мелкого предпринимательства, в частности, пиццерий. 


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase