Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Мердоку стало страшно в России

Архив rb.ru
Николай

Николай

Американский миллиардер хочет продать свои российские активы, пока их не отобрали

Мердоку стало страшно в России
Американский медиамагнат Руперт Мердок, которому принадлежит крупнейшая компания российского рынка наружной рекламы News Outdoor, заявил, что лучше продать свои активы в России, пока их не отобрали. Возможность продажи доли или всей компании News Oudoor обсуждается на рынке давно, и основным мотивом называют вероятные политические риски, нежели экономические факторы.

Руперт Мердок, один из самых успешных инвесторов в мире СМИ, выступил с сенсационным заявлением в отношении России. В интервью влиятельнейшей британской газете The Financial Times медиамагнат заявил: "Чем больше я читаю об инвестициях в Россию, тем меньше мне нравится ситуация... Чем более успешными мы будем, тем меньше мы застрахованы от того, что у нас украдут [бизнес]. Лучше продать сейчас".

Слова бизнесмена сложно истолковать неправильно. Явное опасение потерять свою компанию по тому же сценарию, как это обычно происходит в нефтегазовом секторе, заставляет Мердока впервые, лично и прямым текстом говорить о возможности продажи своих российских активов.

Мердок на щите или под щитом

По всему миру американскому миллиардеру австралийского происхождения принадлежат десятки газет, телеканалов, радиостанций, интернет-проектов и киностудий. В России Мердок работает как минимум с конца 1990-х годов. В нашей стране бизнесмен сначала хотел заниматься привычным для себя бизнесом и пытался приобрести долю в одном из телеканалов, однако, поняв, что в России ТВ - это слишком "деликатный" с точки зрения политических рисков бизнес, Мердок занялся другими сферами. Сейчас компании Мердока контролируют три отечественных радиостанции - "Наше", Ultra и Best FM, занимаются прокатом фильмов собственной студии FOX, представлены в интернете в виде русскоязычной версии социальной сети MySpace.

Наибольшего успеха Мердок в России добился в наружной рекламе. Полностью подконтрольная ему компания News Outdoor за несколько лет стала абсолютным лидером российского и московского рынков "наружки". Так, по данным "Эспар-Аналитик" за апрель 2008 г. News Outdoor принадлежит более 35 тыс. рекламных поверхностей, что более чем вдвое превышает показатель компании номер два в России - Gallery.

По данным самой News Outdoor, в 2007 г. ее доля в денежном выражении на российском рынке рекламы почти достигла 21% (у Gallery - лишь 7,1%). При этом благодаря продуманной стратегии по поиску новых форматов лидер рынка в ситуации, когда отрасль переживает не самые простые времена, умудряется лишь наращивать объемы. Выручка в 2007-2008 фискальном году (заканчивается в июне), по оценке управляющего директора компании Максима Ткачева, выросла на 28% до $385 млн, что в 1,7 раза больше, чем по рынку в целом. Агентство "ЭСПАР-Аналитик" оценивает выручку компании в 2007 г. в $260 млн.

Так или иначе, растет и сам российский рынок рекламы. Даже несмотря на то, что власти регулярно устраивают участникам рынка всяческие испытания в виде кардинальных изменений правил игры, прогноз News Media по росту рынка в России на 2008-2009 гг. - 20-21%.

На этом фоне прозвучавшие слова магната о возможности продажи компании звучат неожиданно. Причина может быть одна: прибыльность российских проектов перестала покрывать возможность потерь от вероятных политических рисков.

Поддержка или давление

Проблемы с властями у компании Мердока возникали регулярно на всем протяжении ее работы, однако в России это, в общем, вполне нормальная ситуация для лидера рынка. При этом у News Outdoor явно нет имиджа оппозиционера: еще в 2006 г. конкуренты обвиняли ее в связи с московскими властями, которые якобы отдали компании слишком много рекламных площадей.

В начале 2008 г. город потребовал от компании вернуть более 380 млн рублей, которые она якобы выиграла в 2002 г., необоснованно получив льготы по уплате арендной платы за размещение рекламных конструкций. Возникли у компании и проблемы в Петербурге - в конце 2007 г. News Outdoor взяла в управление "Первую медиакомпанию", одного из лидеров петербургского рынка рекламы на наземном транспорте, а уже в мае 2008 г. губернатор Валентина Матвиенко полностью запретила транспортную рекламу в городе.

Давно пора продать

До последнего времени информация о возможной полной или частичной продаже News Media уже появлялась, однако официально никаких комментариев на эту тему не было. Впервые о продаже заговорили в июне 2007 г., когда компания объявила о том, что она обдумывает план по продаже своего блокпакета. Среди вероятных покупателей называли "Газпром-Медиа". Однако в октябре 2007 г. СМИ сообщили, что купить всю компанию за $1,65 млрд может американский инвестфонд TPG Capital. Однако сделка не состоялась.

Теперь, похоже, начнется новый виток переговоров о продаже. Правда, как заявил в июне 2008 г. журналу Smart Money глава News Outdoor Максим Ткачев, удачный момент для продажи уже упущен: "Весной прошлого года была лучшая конъюнктура для продажи любого актива за последние 8-9 лет. Теперь ситуация изменилась. За последние полгода стоимость лидера мирового рынка Clear Channel Outdoor уменьшилась на 30%, на столько же подешевела французская JCDecaux, а капитализация китайского оператора Focus Media и вовсе упала вдвое. Просто на рынке стало меньше денег".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ФАС возбудила дело в отношении «Сбера» за нечитаемые сноски в рекламе банковского вклада
  2. 2 Почему доверие аудитории к классической рекламе снижается и что с этим делать
  3. 3 «Ты просто космос»: зачем бренды используют тему космоса в рекламе
  4. 4 6 рисков для владельцев телеграм-каналов
  5. 5 Открыта регистрация на Digital Brand Day 2024