Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Мэрия хочет пересадить пассажиров с автобусов на речные трамваи

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Столичные власти разработали концепцию создания общественного водного транспорта по Москве-реке

Мэрия хочет пересадить пассажиров с автобусов на речные трамваи
Сегодня правительство Москвы утвердило концепцию городской целевой программы по созданию системы пассажирских перевозок водным транспортом на 2011-2013 гг. Таким образом, через несколько лет у жителей столицы появится возможность передвигаться по городу по Москве-реке на речных трамваях. Городские власти обещают, что десятки тысяч москвичей смогут сэкономить около 10% времени на передвижение.

Концепция городской целевой программы по созданию системы интермодальных пассажирских перевозок с использованием водного транспорта на 2011-2013 гг. утверждена постановлением городского правительства, подписанным мэром Москвы Юрием Лужковым. Она предусматривает два сценария развития в Москве водных перевозок.

Первый вариант

Более масштабный проект предусматривает открытие пяти маршрутов общей протяженностью 73 км: "Деловой центр - Китайгородский проезд", "Причал "Печатники" - Китайгородский проезд", "Москва-Сити - Киевский вокзал", "Причал "Лебедь" (м. "Войковская") - причал "Павельцево" (аэропорт Шереметьево) - причал "Капустино", "Причал "Красногорск" - метро "Щукинская".

На реализацию этого плана потребуется 780-820 млн рублей, а также около 5-7 лет. В теплое время года по этим маршрутам можно будет перевозить более 60 тыс. пассажиров, что существенно снизит нагрузку на наземный транспорт, курирующий по маршрутам вблизи акватории Москвы-реки. Причем каждый пассажир, пересевший с наземного транспорта или метро на водный трамвайчик, сможет сэкономить около 10% времени на передвижение по этим маршрутам, подсчитали разработчики.

Второй вариант

Второй вариант развития водных перевозок в столице более экономичный и быстрый по срокам реализации. На его воплощение потребуется на 300 млн рублей инвестиций меньше - 490-510 млн рублей, и вдвое меньше времени - всего около трех лет.
Более скромный  проект предусматривает создание трех маршрутов общей протяженностью 41 км: "Деловой центр - Киевский вокзал", "Деловой центр - Китайгородский проезд" и "Причал "Печатники" - Китайгородский проезд". В рамках проекта потребуется построить 16 плавучих причалов на территории города и пустить 42 судна-катамарана. По каждому из разрабатываемых маршрутов можно будет перевозить от 8 до 20 тыс. пассажиров в день, говорят в горадминистрации.

В целом концепция также предусматривает благоустройство набережных и создание новых судов-катамаранов для перевозки москвичей. На проведение научно-исследовательских работ по созданию пассажирского судна-катамарана требуется 15 млн рублей, всего же на строительство катамаранов необходимо 420 млн рублей, передает РИА Новости. Большая часть инвестиций должна быть частной. К концу года департамент транспорта и связи города совместно с департаментом экономической политики и развития должны внести предложения по финансированию и срокам разработки программы.

Москва не сразу строилась

Идея пустить речные трамваи по Москве-реке в качестве альтернативы наземному общественному транспорту не нова. По реке москвичей стали перевозить еще в начале прошлого столетия (с 1923 г.). В 30-х гг. флот состоял из 70 небольших катеров, которые могли за раз перевезти 40-100 человек. В послевоенные 60-е гг. водные маршруты расширились и появились пригородные линии. При этом небольшие катера заменили скоростные суда на подводных крыльях ("ракеты"). Однако постепенно водный транспорт в столице перестал выполнять функции общественного и перешел в разряд экскурсионного. В Санкт-Петербурге аналогичная ситуация. Правда, северная столица уже начала наводить "порядок на воде". Осенью прошлого года были организованы экспериментальные водные перевозки пассажиров на линии Петербург - Кронштадт по городским тарифам. Теперь город готовит нормативную базу для подобных перевозок.

По Москве-реке на нынешний момент регулярно в течение всей навигации работает только один туристический маршрут "Киевский вокзал - Новоспасский мост" (трамвайчик отправляется почти каждый час) с 6 остановками: Воробьевы горы (800 м от одноименной станции метро), Фрунзенская набережная, Парк Культуры, Крымский мост (400 м от метро "Парк культуры"), Театр эстрады (не всегда), Большой Устьинский мост (на Московской набережной) и конечная Новоспасский мост (750 м от метро "Полежаевская"). Такое удовольствие летом прошлого года стоило 300 рублей для взрослых и 150 рублей для детей. При таких тарифах общественный транспорт не выдержит конкуренции с наземным.

Зарубежный  опыт

В большинстве европейских стран речные трамвайчики также играют экскурсионно-туристическую роль. Однако в некоторых городах есть общественный водный транспорт. Так, в Лондоне существует целая сеть пассажирских водных маршрутов London River Services (лицензирует Transport for London, но перевозки осуществляют частные компании). Некоторые маршруты нацелены в первую очередь на туристов, но большинство используется самими лондонцами как общественный транспорт. Билеты на водные трамвайчики можно купить даже в интернете.
Жители Стамбула активно пользуются водными паромами, чтобы попасть из европейской части города в азиатскую и обратно. Система водного общественного транспорта развита также в Нидерландах и в англоязычных странах, таких как Северная Америка и Новая Зеландия. В США "водные маршрутки" ходят по определенным маршрутам и расписанию. В Венеции работают как водные такси, так и маршрутки.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter