Архив rb.ru

Минэкономразвития предлагает затормозить рост внутренних цен на газ

Архив rb.ru
Николай

Николай

Из-за бурного роста экспортных цен в 2011 г. газ для россиян может подорожать не вдвое, а втрое

Минэкономразвития предлагает затормозить рост внутренних цен на газ
Минэкономразвития предложило Дмитрию Медведеву пересмотреть план повышения внутрироссийских цен на газ, чтобы в 2011 г. не произошло трехкратное увеличение цен, что может обрушить российскую экономику.

Вероятнее всего, Медведев согласится сохранить заниженные тарифы для России и после 2011 г. Однако это приведет к тому, что "Газпром" получит меньше денег для своей амбициозной инвестпрограммы.

Две цены

В настоящее время "Газпром" экспортирует газ в Европу по цене около $380 за тыс. кубометров. Цена газа привязана к стоимости нефти, и к концу 2008 г. она может вырасти до $400. При этом в России средняя цена поставок "Газпрома" промышленным потребителям на весь 2008 г. составляет в среднем $69 за тыс. кубометров (в 2007 г. - среднероссийская цена составляла $55).

Предельная цена, по которой "Газпром" имеет право продавать газ всем прочим категориям потребителей - $104 за тысячу кубометров. Даже если предположить, что стоимость транспортировки газа до границы с Европой достигает 40% в цене газа - а именно о такой разнице в свое время говорил Алексей Миллер - разница огромная. При этом на российские продажи приходится до 55% добычи "Газпрома".

Ситуацию, в которой одна компания дотирует всю российскую экономику, было решено исправить в 2006 г. Тогда правительство решило перейти на единую формулу расчета цены на газ для Европы и России в 2011 г. Чтобы подготовить российскую экономику к переходу на рыночную стоимость газа, было предусмотрено плавное повышение внутренних тарифов, при котором каждый год вплоть до 2010 г. российские цены должны были бы расти на 25-27%.

Поскромничали

Однако такие темпы повышения тарифов закладывались с учетом прогноза роста мировых цен на нефть и газ, сделанных в 2006 г. Как водится, Минэкономразвития сделало очень консервативный прогноз. Такой пессимизм позволяет постоянно повышать прогноз по росту ВВП, но в данном случае такая скромность сыграла дурную шутку.

Из прогнозов 2006 г. выходило, что при повышении российских тарифов на треть каждый год до 2010 г. переход на экспортную систему расчета тарифов в 2011 г. вызовет скачок российских цен на ту же треть, к чему экономика будет готова. Однако теперь Минэкономразвития, пересчитав цены в соответствии с нынешним уровнем, выяснило, что если в 2011 г. резко перейти на мировые цены, то единовременный скачок составит почти 100%. Понятно, что такого скачка российская экономика не перенесет.

Неизбежность Медведева

Об этом, пишет газета "Ведомости", глава Минэкономразвития доложила будущему президенту России Дмитрию Медведеву на правительственном совещании. В качестве возможного решения Набиуллина предложила Медведеву, по сути, отказаться от перехода в 2011 г. на единую формулу расчета цены. МЭРТ хочет ограничить рост российских цен в 2011 г. на те же 30%. Какое решение примет Медведев, неизвестно, однако представитель "Газпрома" Сергей Куприянов заявил, что решение правительства от 2006 г. должно выполняться.

Предложение Набиуллиной может стоить "Газпрому" около 470 млрд рублей недополученной выручки в 2011 г., пишет газета "Ведомости". Весьма неприятное известие для компании, если вспомнить, что на днях компания обнародовала амбициозный инвестиционный план на ближайшие годы.

Тем не менее аналитики, опрошенные газетой "Ведомости", полагают, что у Медведева нет другого выбора, кроме как согласиться на предложение МЭРТа. Ведь, по оценке лаборатории Центрального экономико-математического института, при росте на 1% газовых цен ВВП России теряет 0,09%. Потерять за год 9% ВВП президент не может, а значит, "Газпрому" придется спонсировать Россию еще некоторое время и после 2011 г.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Гроссмейстер для бизнеса. Почему в корпорациях и стартапах растет спрос на аналитиков
  2. 2 На высоте технологий
  3. 3 Не только твердо стоять на ногах: кто отвечает за ESG в крупнейших российских компаниях