Архив rb.ru

Минэкономразвития просит 2 трлн рублей на идеи Медведева и Путина

Архив rb.ru
Андрей

Андрей

Столько нужно ведомству в ближайшие три года для выполнения всех поручений президента и премьера

Минэкономразвития просит 2 трлн рублей на идеи Медведева и Путина
Присоединиться

  Восемь новых федеральных целевых программ появилось по прямым поручениям президента, еще шесть - по поручениям премьер-министра. Несмотря на дефицит казны, на это требуется 2 трлн рублей.

В распоряжении "Ведомостей" оказался список проектов федеральных целевых программ (ФЦП), которые необходимо финансировать с 2011 года, переданный Минэкономразвития в аппарат правительства. Речь идет о 21 новой программе и продлении действия трех завершающихся.

"Этот список - грандиозное увеличение крупномасштабных инвестиционных и научно-технических проектов, нужных для решения системных проблем государства. Но к нему надо относиться осторожно, так как программы пока не обоснованы госзаказчиками", - объясняет газете чиновник Минэкономразвития.

Министерства и ведомства - кураторы программ - представили только названия программ и объем запрашиваемых средств, без конкретных концепций, добавляет другой сотрудник министерства. Официальный представитель Минэкономразвития подтвердил, что список передан в правительство.

Как ранее сообщал RB.ru, строительство резиденции на полуострове Гамова в Хасанском районе Приморского края упомянуто в поправках к Федеральной целевой программе (ФЦП) об экономическом и социальном развитии Дальнего Востока до 2013 года, которые премьер Владимир Путин утвердил 28 ноября 2009 года. Стоимость проекта ориентировочно составит 7,7 млрд рублей.

Всем страшно

Высокопоставленный чиновник Минфина назвал этот список "полным отрывом от реальности". Сумма запросов произвела впечатление даже на рядовых сотрудников аппарата правительства, делится с "Ведомостями" чиновник, участвовавший в обсуждении перечня.  "Говорить об увеличении бюджетных расходов почти на 2 трлн рублей в то время, когда речь идет о дефиците казны, мягко сказать, странно", - комментирует он.

Из-за кризиса в 2009 году финансирование ФЦП было сокращено на 30%, а в бюджете этого года на 51 ФЦП выделено чуть больше 740 млрд рублей. "Невозможно начинать новые программы, когда не финансируются старые, и собирать ком нефинансируемых расходов", - цитирует издание слова сотрудника министерства финансов.

В перечне Минэкономразвития указано, что восемь новых программ появилось там по прямым поручениям президента, еще шесть - по поручениям премьер-министра, а остальные семь программ - по так называемым "иным поручениям".

Реализация не грозит?

Тем не менее, этот список будет сокращен или "практически обнулен", считает высокопоставленный чиновник Минфина. "ФЦП в перечне - не икона, решение по их финансированию будет приниматься после того, как она будет параметрически описана", - соглашается сотрудник Минэкономразвития. В правительстве пока представленный список не обсуждался, говорит сотрудник аппарата правительства. Он полагает, что в итоге будут приняты не все программы: "Обычная практика: из года в год руководством страны даются поручения по написанию каких-то программ, однако до их реализации дело так и не доходит".

"У чиновников есть такое правило: проси больше, получишь меньше. Но этого "меньше" будет больше чем достаточно", - комментирует "Ведомостям" запросы министерств партнер ФБК Игорь Николаев. Большой запрос бюджетных средств от министерств и ведомств - последний раунд в борьбе за уходящий ресурс, говорит директор Экономической экспертной группы Александр Андряков. "ФЦП на практике оказались не самым удачным инструментом бюджета, который доживает последние дни. В соответствии заявленным целям Минфина весь бюджет переходит на систему долгосрочных целевых программ, который не стыкуется с ФЦП ни по смыслу, ни по духу", - пояснил он.

Неэффективность ФЦП признают и кураторы программ. Например, большая часть программ, за которые отвечает Минобороны, не выполнена, говорит сотрудник министерства. Причину неэффективности ФЦП он видит не столько в том, что "вокруг этих программ, как и вокруг госзакупок, крутятся всякие сомнительные бизнесмены", а в том, что по своей природе ФЦП обычно предусматривает паритетное финансирование за счет бюджета и за счет средств частных компаний, "а этих средств нет". Если программа, скажем, предусматривает закупку линии из 10 станков, а за счет бюджета покупается пять, то линия все равно некомплектна и программа в этом пункте не выполняется, жалуется он. "Я не помню ни одной ФЦП, которая была бы выполнена на 100% в отведенные ей сроки", - согласен и сотрудник Минэкономразвития. В то же время "никаких указаний о том, что этот формат финансирования изменится на другой, не поступало и ФЦП на следующий программный период продолжают готовиться", признался сотрудник Минобороны.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter