Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Минтранс поддержал идею построить платные дороги без бесплатных дублеров

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Такую непопулярную идею Минэкономразвития одобрил сегодня глава Минтранса Игорь Левитин

Минтранс поддержал идею построить платные дороги без бесплатных дублеров
Глава Минтранса РФ Игорь Левитин сегодня поддержал предложение Минэкономразвития отказаться от альтернативных бесплатных дорог при строительстве платных автотрасс. Однако некоторые депутаты против этой идеи, так как она нарушает право россиян на свободное передвижение, охраняемое Конституцией России. 

"Мы поддерживаем отмену альтернативности платных дорог. Каждый случай будет рассматриваться отдельно, но в целом мы не против этого", - заявил сегодня министр транспорта РФ Игорь Левитин (цитата "ПРАЙМ-ТАСС"). По его словам, аналогичные правила уже действуют в Китае и Казахстане.

Напомним, что идея отменить обязательное правило, что наряду с платной дорогой должна быть альтернативная бесплатная дорога, принадлежит замглаве Минэкономразвития РФ Андрею Клепачу. По его мнению, платными должна быть большая часть федеральных автотрасс. "Мы предлагаем, чтобы механизм платности автодорог был более гибким, и не требовалось наличие альтернативных бесплатных автодорог, таким образом, можно будет ввести большую часть магистральных трасс как платные", - ранее заявил Клепач. Он ссылался на опыт зарубежных стран, в частности, Германии и Китая, где работают платные дороги без альтернативных трасс. "Главная цель - привлечение инвестиций, если плата за автодороги будет умеренной, то граждане будут ими пользоваться", - считает Клепач.

"Понятно, что всегда лучше ездить бесплатно. Но лучше ездить по дороге, чем не ездить ни по каким дорогам", - утверждает чиновник.

Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина объяснила необходимость внесения такого предложения тем, что в стране уровень развития дорог очень низкий: если автопарк за три года вырос на 10%, то протяженность федеральных и региональных трасс всего на 3%. Кризис помешал увеличить финансирование строительства дорог, как того хотелось, однако в этом году на транспортную инфраструктуру все равно было выделено столько же, сколько и в прошлом, добавила Набиуллина. К тому же, по ее словам, "никто не мешает нам впоследствии, когда появятся дополнительные средства, построить там (наряду с платной - прим. RB.ru) бесплатную дорогу".

"Росавтодор" в шоколаде

От отмены нормы, что платная дорога может существовать только при наличии альтернативной бесплатной, в выигрыше госкомпания "Росавтодор", которую правительство создало летом этого года. "Росавтодору" передается в доверительное управление 18,3 тыс. км автодорог федерального значения, из них 6,1 тыс. км предназначены для создания сети магистралей и скоростных дорог, а 12,2 тыс. км - для ремонта и улучшения состояния. Перед "Росавтодором" поставлена задача - привлечь до 2015 года 1 трлн рублей для реализации дорожных проектов. Около 50-100 млрд рублей выдаст бюджет, остальную часть суммы компания должна заработать сама - за счет сборов с автомобилистов за проезд по платным дорогам, а также с арендаторов за аренду придорожных участков. Вот только простые автомобилисты, которым придется платить за проезд по дорогам, оказываются только в проигрыше.

На стороне автомобилистов

К счастью, этот вопрос сейчас еще только обсуждается, и далеко не все законодатели считают инициативу Минэкономразвития правильной. В частности, категорически  против нее выступает председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шашкарев. "Пока ни одной платной дороги в стране не построено. Опыта нет, реальных инвесторов пока тоже нет. Окупаемость непонятна", - говорит депутат. Из этого следует, что вычислить сейчас, какова должны быть плата на проезд по платной дороге, сейчас очень сложно. "Если предлагается сделать цену проезда по дорогам небольшой, тогда возникает вопрос: хватит ли этих денег на строительство дороги, - рассуждает Шишкарёв. - На "маленькие" деньги дорогу не построишь".

Кроме того, по его словам, это новшество дискредитирует в глазах народа саму идею государственно-частного партнерства, концессий и передового опыта в строительстве дорог. Но главное, что предложение Минэкономразвития нарушает Конституцию РФ - право свободного передвижения граждан, а также закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", считает Шишкарев.

Впрочем, пока это только споры и рассуждения федеральных чиновников. Чтобы идея Минэкономразвития стала реальностью, ее должны облечь в законодательные рамки.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter