Минтранс предлагает вернуть дорожные фонды

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

Это очень коррупционный способ финансирования строительства дорог, считают в Минфине

Министерство транспорта придумало, как исправить ситуацию с недофинансированием строительства дорог и дефицитом дорожного полотна в России. Все новое оказалось хорошо забытым старым: ведомство предлагает вернуть дорожные фонды из 90-х гг. Они бы получали деньги от налоговых и неналоговых источников и направляли их на строительство дорог. Минфин идею не одобряет, напоминая, что предыдущие дорожные фонды в России зачастую просто разворовывали.

Минтранс уже направил в правительство предложение воссоздать дорожные фонды, пишут "Ведомости" со ссылкой на слова министра транспорта Игоря Левитина. Россия имела опыт финансирования дорожной сети через дорожные фонды в 90-х годах.

Фонды были созданы в 1991 году законом Верховного cовета РСФСР. Деньги они получали за счет налоговых выплат -  налога на горюче-смазочные материалы, на приобретение автотранспортных средств и на пользователя автомобильных дорог, транспортного и земельного налогов, деньги приносили и акцизы с продажи легковых автомобилей, а также сбор за проезд иностранных машин. Такая система финансирования дорог просуществовала в стране чуть более десяти лет. Первым сдался Федеральный дорожный фонд, который ликвидировали в 2001 году. Теперь правительство финансирует строительство дорог напрямую. В 2003 году с отменой налога на пользователя дорог прекратили свое существование и региональные фонды.

Зачем стоит вернуть фонды

Ликвидация дорожных фондов привела к недофинансированию и проблемам со строительством новых дорог, считают в Минтрансе. Если в 2000 году государство тратило на дороги 2,9% ВВП, то в 2005 году - всего 1,1% ВВП, приводят данные в ведомстве. В 2009 году на строительство и содержание дорог общего пользования ушло 328 млрд рублей из бюджета, в этом году финансирование сократится до 274 млрд рублей. Власти Москвы уже заявили, что на строительство новых дорог в столице денег нет, поэтому будет достраиваться только уже начатое.

Как говорил заместитель мэра Москвы Владимир Ресин, если в докризисное время, в 2008 году, объем финансирования строительства транспортной инфраструктуры в городе составлял 100 млрд рублей, то в 2010 году он снизился более чем в три раза - до 30 млрд рублей. Регионам еще больше не хватает денег. Так, в Тверской области на дорожную сеть в этом году потратят около 2 млрд рублей, что составляет 6% областного бюджета. Поэтому возрождение дорожных фондов поможет улучшить ситуацию в дорожной сети, считает Минтранс.

Новые дорожные фонды

Министерство предлагает создать дорожные фонды на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Федеральные фонды будут забирать себе доходы от импортных пошлин на автомобили и шины, НДС от продажи импортных машин, плату грузовиков тяжелее 12 тонн за проезд по дорогам общего пользования, плату за установку рекламных конструкций, а также отчисления придорожных магазинов, кафе и заправок. Региональные фонды будут пополнять средства за счет транспортного налога, акцизов на топливо, НДС от продажи топлива, шин и произведенных в России автомобилей, а также 8,3% налога на прибыль. Муниципальные дорожные фонды получат половину земельного налога, плату за аренду земли и часть платы граждан за ЖКХ. Аккумулировав таким образом средства граждан, фонды будут строить новые дороги и обслуживать старые.

Минфин против

Однако Минфин идеей Минтранса не вдохновился. В министерстве напоминают, что прошлый опыт показал отрицательную сторону дорожных фондов: зачастую они превращались в кормушки для региональных чиновников, которые расхищали средства дорожных фондов, а не строили дороги, пишет газета со ссылкой на сотрудника Минфина. В начале 2000-х годов по обвинению в хищении денег из дорожных фондов под арест попали замгубернатора Иркутской области Сергей Воронов, министр дорожного хозяйства Калужской области Виктор Буров, вице-губернатор Смоленской области Юрий Балбышкин. Минфину не нравится эта затея еще и потому, что налогов, которые бы могли безболезненно уходить на пополнение средств дорожных фондов, фактически нет. В итоге может получиться так, что придется урезать доходы в других отраслях, предупреждают в Минэкономразвития.

Однако некоторые эксперты газеты считают, что если фонды 90-х гг. оказались дискредитированы, то это совсем не значит, что и новый проект окажется неудачным.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
#EdCrunch
1 октября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase