Архив rb.ru

Минтранс признал, что государство плохо заботится об авиаторах

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Замглавы Минтранса предложил меры поддержки авиаотрасли, в которые сами перевозчики не верят

Минтранс признал, что государство плохо заботится об авиаторах
Присоединиться
Господдержка авиакомпаний оказалась неэффективной, признают высокопоставленные чиновники Минтранса. Заместитель министра транспорта предлагает давать авиакомпаниям госгарантии без обеспечительных мер и субсидировать для них ставки по кредитам. Сами перевозчики от такой поддержки не отказались бы, однако считают ее нереалистичной.

Минтранс признал меры господдержки авиационной отрасли неэффективными. Основные меры по поддержке авиакомпаний сформированы без учета специфики авиаотрасли, поэтому на практике не приносят ожидаемого эффекта, признал замминистра транспорта и бывший гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов. Он предлагает оказать дополнительную помощь авиакомпаниям.

Госгарантии без обеспечения

Постановление правительства предполагает, что государство выделяет авиакомпаниям госгарантии, но только наполовину, остальные 50% от объема госгарантий перевозчики должны обеспечить сами. Однако у авиакомпаний нет обеспечительных активов, которые они бы могли заложить по кредитам, сокрушается Окулов. У перевозчиков, конечно, есть самолеты, но большинство из них взяты в лизинг и в качестве обеспечения не подходят. Поэтому замглавы Минтранса предлагает выдавать госгарантии перевозчиками на 100% без обеспечительных мер.

Субсидирование ставки кредита

Авиакомпании столкнулись в кризис с еще одной проблемой - отсутствием доступа к кредитным ресурсам, продолжает Окулов. Сейчас перевозчики могут получить кредиты только под очень высокий процент. "Процентные ставки по кредиту (в размере) 16-20% совсем не канают", - без обиняков выразился замглавы Минтранса. По его словам, оптимальной ставкой по кредиту является не более 10%. В таких условиях, по мнению Окулова, государству необходимо субсидировать процентные ставки по кредитам авиаперевозчикам. "Вот здесь Минтрансу надо работать с Минфином и с Минэкономразвития", - сказал он.

Фантастика

В самом ведомстве предложения Окулова не комментируют. Авиаторы были бы рады такой помощи со стороны государства, однако признают заявления Окулова нереалистичными, пишут "Ведомости". В "Аэрофлоте" считают, что госгарантии вообще не нужны, так как у сильных перевозчиков проблем с кредитами нет, а вот слабым авиакомпаниям они все равно не помогут. В Sky Express газете отметили, что не считают правильным помогать всем авиакомпаниям подряд: поддержку надо оказать только тем, кто имеет будущее, а остальным - дать умереть. Сейчас на рынке наблюдается переизбыток предложения, самолеты летают с 35% пустыми креслами, поэтому уход слабых игроков будет только на пользу.

Новая волна банкротств

Финансовое состояние всех российских авиакомпаний вызывает обеспокоенность. В целом за лето пассажиропоток оказался лучше, чем весной, но не так, как хотелось бы авиакомпаниям. "Летний сезон не помог авиакомпаниям аккумулировать финансовые ресурсы, перевозчики по-прежнему находятся на "голодном пайке", денег ни у кого нет. При этом у всех авиакомпаний имеется долговая нагрузка", - говорил ранее RB.ru аналитик Infomost Борис Рыбак. И в таком состоянии они вступают в традиционно "низкий" осенне-зимний сезон, который будет существенно хуже. Эксперт не исключает, что аэропорты могут начать нервничать и перестать заправлять авиакомпании в кредит, что неизбежно приведет к остановкам рейсов в аэропортах. В сентябре с подобными проблемами уже столкнулся калининградский авиаперевозчик "КД авиа", остановивший полеты и начавший процедуру банкротства. Между тем, "Аэрофлот" уже заявил о готовности взять на себя часть рейсов калининградской авиакомпании в Европу. Другие маршруты разберут между собой остальные крупные перевозчики.

Согласно статистике Центробанка за первые шесть месяцев, авиаперевозчики являются самыми злостными  неплательщиками в России. Просроченная задолженность авиаторов за это время составила 7,2% при среднем показателе 4,5%. Даже новый глава крупнейшего российского перевозчика "Аэрофлота" Виталий Савельев этим летом признался, что без пролетных денег "Аэрофлот" - убыточная компания.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Синергия, господдержка и лояльность: как удержать креативные кадры в регионах
  2. 2 Минтранс назвал две самые дешевые авиакомпании России