Архив rb.ru

Минутное опоздание "Невского экспресса" спасло другой поезд

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

По предположению МЧС, террористы планировали подорвать сразу два поезда

Минутное опоздание "Невского экспресса" спасло другой поезд
Присоединиться
Последствия крушения "Невского экспресса" могли бы быть трагичнее. По предположению МЧС, террористы планировали подорвать сразу два поезда: на месте взрыва состав должен был встретиться с электропоездом ЭР-200. И только опоздание "Невского экспресса" на одну минуту позволило избежать этого. Между тем, ответственность за теракт на себя уже взяли боевики Доку Умарова, впрочем, МВД Чечни считает их заявление блефом.

Террористы, возможно, рассчитывали подорвать не один, а два поезда между Москвой и Санкт-Петербургом. Такое предположение сделал начальник Главного управления МЧС по Санкт-Петербургу Леонид Беляев. По его словам, "Невский экспресс" опаздывал на одну минуту и поэтому разминулся со скоростным поездом ЭР-200, двигавшимся из Санкт-Петербурга. "При его скорости это три километра. В принципе все могло бы быть хуже, потому что в этом месте он встречается с поездом ЭР-200", - цитирует Беляева "Интерфакс". При этом сомнений в причинах аварии у МЧС нет: "Это стопроцентный теракт". Теракт также является основной версией, которую рассматривает следствие.

Напомним, крушение поезда номер 166 "Невский экспресс" произошло в 21.34 мск 27 ноября. К этому времени поезд был в пути 3 часа 4 минуты. В соответствии с расписанием, поезд номер 163 ЭР-200, который теоретически мог проезжать мимо "Невского экспресса" в момент взрыва, отправляется из Санкт-Петербурга в 18.28 мск. Следовательно, к 21.34 состав должен был быть в пути 3 часа 6 минут. Авария "Невского экспресса" произошла в 25 километрах от Бологого, которое находится на приблизительно равном расстоянии от Москвы (331 километр) и от Санкт-Петербурга (319 километров), а скорости обоих поездов в пути приблизительно равны.

Для справки: третий состав скоростного электропоезда ЭР-200 №163/164 был введен в эксплуатацию 18 ноября 2003 года. В сентябре нынешнего года второй состав этого скоростного поезда стал экспонатом железнодорожного музея на Рижском вокзале Москвы. Вагоны еще одного такого же электропоезда ранее поступили в петербургский музей на Варшавском вокзале.

Однако ранее сообщалось, что ближе всех к месту трагедии находился пассажирский поезд № 338 сообщением Санкт-Петербург - Самара, сформированный Куйбышевской железной дорогой (КбшЖД). Он отправился из Санкт-Петербурга в 18.36 и во время крушения "Невского экспресса" находился на встречном пути в полутора километрах от места трагедии. Именно этот состав доставил уцелевших пассажиров экспресса на станцию "Чудово", где их уже подобрал "Сапсан", который проходил тестовые проверки для оценки готовности персонала к запуску поезда в эксплуатацию.



Боевики Доку Умарова признались в теракте

Напомним, в результате трагедии погибли 26 человек (большинство из них погибли на месте крушения, один скончался в больнице), среди жертв теракта - председатель Росавтодора, бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Тарасов и глава Росрезерва Борис Евстратиков. По состоянию на 12.00 2 декабря, в стационарах остаются 92 пострадавших, из них в тяжелом состоянии восемь человек. Рассказ очевидца крушения читайте в нашем доп.материале.

Основной версией катастрофы следствие рассматривает теракт. По предварительной информации, сработало самодельное взрывное устройство с дистанционным управлением примерной мощностью 7 кг в тротиловом эквиваленте. По факту крушения поезда возбуждено уголовное дело по ст.205 (терроризм) и ст.222 (незаконный оборот оружия) Уголовного кодекса РФ. Для расследования инцидента создана специальная комиссия.

Как стало известно сегодня, ответственность за подрыв "Невского экспресса" взял на себя лидер чеченских боевиков последний президент Ичкерии Доку Умаров, которого прокуратура ранее объявляла организатором первого взрыва на пути экспресса в 2007 году.

"Мы заявляем, что данная операция была подготовлена и проведена в рамках запланированных еще в начале этого года и успешно проведенных диверсий на ряде стратегически важных объектах Русни, во исполнение приказа амира Имарата Кавказ Докки Умарова" - говорится в сообщении боевиков, опубликованном на сайте "Кавказ-центр".

"Сегодня нами осуществляются диверсии на линиях электропередач, нефте- и газо-проводов. Многие операции находятся в стадии подготовки", - отмечается в письме. Боевики объявили о том, что считают мирное население пособниками российского правительства, которое проводит "кровавую политику оккупации Кавказа и жестоких убийств мирных мусульман". При этом в заявлении отмечается, что "несмотря на это, мы будем стараться избегать жертв среди невооруженного населения".

Отметим, что ранее ответственность за теракт взяла на себя одна из националистических группировок. Но руководство СКП заявило о том, что взрывы напоминают тактику террористов Северного Кавказа.

Впрочем, МВД Чечни считает заявление о причастности к подрыву "Невского экспресса" боевиков Доку Умарова блефом. Представитель республиканского министерства заявил агентству ИТАР-ТАСС, что это не более чем попытка Умарова лишний раз напомнить о себе. Вместе с тем, по его словам, проверка заявления боевиков все равно будет проведена.

Новые подозреваемые

Тем временем в рамках возбужденного в связи с терактом уголовного дела в розыск объявлены два человека. Сегодня утром появилась информация, что, помимо них, по делу проходят еще четыре человека - выходцы с Кавказа. Как рассказал "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах, местные жители сообщили о том, что в минувший четверг четверых мужчин неславянской внешности, находившихся в забрызганном грязью джипе, видели в деревне Лыкошино. Она расположена возле железнодорожного полотна недалеко от того места, где был совершен теракт.

А был ли теракт?

В блогах между тем продолжает активно обсуждаться версия, что причиной крушения был не теракт, а техногенная авария. В пользу этого якобы говорят фотографии с места крушения, на которых картина разрушения рельса позволяет предполагать позднейшую имитацию взрыва. Впрочем, властям такая версия крайне невыгода, ведь в таком случае ответственность за все понесет не только РЖД, но и вышестоящее начальство. Подробнее о расследованиях блогеров в нашем доп.материале.

Тем временем "Невский экспресс" продолжает курсировать, и билеты на него полностью раскупаются.  

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter