Архив rb.ru

Мировые автопроизводители выходят из кризиса

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Многим из них помог продолжающийся автомобильный бум в Китае

Мировые автопроизводители выходят из кризиса
Присоединиться
2009 год стал серьезным испытанием для мирового автопрома. Однако уже в 2010 году большинство мировых автоконцернов вернулись на докризисный уровень продаж. Некоторые концерны даже сумели получить такую же чистую прибыль, как в 2007 году. Благодарить им стоит китайский рынок, где спрос на автомобили продолжает расти.

Большинство мировых автоконцернов в первой половине 2010 года продали почти столько же, а некоторые даже больше, чем в 2007 году до кризиса, пишут "Ведомости" со ссылкой на отчеты компаний за полугодие. Volkswagen в январе-июне 2010 года продал 3,61 млн машин против 3,09 млн тремя годами позже, Renault - 1,35 млн авто, что выше результата 2007 года - 1,27 млн штук. Nissan реализовал в этом полугодии 0,95 млн автомобилей, что больше докризисного показателя - 0,88 млн. Fiat продал 1,06 млн машин в этом году, почти дотянувшись до уровня трехлетней давности - 1,12 млн авто. Daimler во втором квартале года продал 0,9 млн машин, что сопоставимо с 0,98 млн в 2007 году.

Из отчитавшихся компаний вернуться на докризисный уровень по продажам не смогли лишь PSA Peugeot Citroen (реализовал 1,2 млн в первом полугодие этого года против 1,67 млн тремя годами позже) и Ford Motor (продал 2,67 млн в 2010 году против 3,42 млн в 2007 году).

Спасительная страна

Выйти из кризиса многим из них помог Китай. Даже в кризисный 2009-й год, когда спрос на машины во всем мире падал, здесь отмечался 50%-й рост. В этом году в Китае наблюдается продолжение автомобильного бума, чему способствуют скидки от автодилеров. Несмотря на инфляцию и удорожание машин, в 2010 году в Китае ожидается рост продаж автомобилей на 17% до 16 млн. штук.

Так, продажи Volkswagen в Китае в первом полугодии выросли на 45,7% до 950 729 автомобилей по сравнению с прошлым годом. Это позволило компании компенсировать провал на родном германском рынке, где из-за отмены программы утилизации продажи сократились на 15,8% до 532 944 автомобилей. Продажи PSA в Китае увеличились на 49% до 176 000 автомобилей, Nissan - на 68,2% до 243 000, а легкового подразделения Daimler - на 227% до 48 551 авто.

На своих домашних рынках мировые автоконцерны продают сейчас куда меньше, чем в Китае. Успеха удалось достичь лишь Renault, продажи которого в Европе выросли на 21,7%, Ford (рост в США - на 21%) и PSA Peugeot Citroen (рост в Европе - на 13,5%).

Мировые автоконцерны продолжают оказывать особое внимание китайским покупателям. Например, General Motors, который в Америке ликвидировал несколько своих марок, на китайском рынке, наоборот, намерен запустить новый бренд, под которым будут продаваться бюджетные легковушки (на совместном предприятии с SAIC). Новая марка получит название Baojun, которое переводится с китайского как "драгоценная лошадка". К 2012 году планируется выпускать в Китае до 200 тыс. Baojun ежегодно. Такое внимание легко объяснимо: по итогам первого полугодия продажи автоконцерна в Китае впервые превысили продажи в США. Продажи автомобилей GM на китайском рынке выросли на 48,5% - до 1,21 млн. штук, тогда как в США за шесть месяцев 2010 года GM продал только 1,07 млн. автомобилей (+11%).

Volkswagen намерен инвестировать в китайский рынок 6 млрд. евро до 2012 года. Концерн хочет увеличить мощности уже существующих заводов в городе Нанкин и гороже Чэнду до 300 тыс. и 350 тыс. автомобилей в год, а также построить к 2013 году новый автозавод в провинции Цзянсу на востоке Китая.

Возвращение к прибыли

Некоторые мировые автопроизводители сумели вернуть на докризисный уровень даже показатели чистой прибыли.  Этому способствовало обновление продуктовой линейки и рост продаж, а также сокращение издержек. Так, Nissan в первом квартале своего финансового года получил самую высокую за более чем два года прибыль, в частности, благодаря росту продаж в Китае. Чистая прибыль Nissan составила 106,7 млрд. иен (0,9 млрд евро) против убытка 16,53 млрд. иен. "Наше восстановление проходит энергичнее и с опережением графика", - говорил исполнительный директор компании Карлос Гон. В апреле - июне 2010 года Nissan заработал 171,8 млрд иен (1,5 млрд евро). Renault удалось заработать 774 млн евро. Росту прибыли способствовало сокращение издержек. Так, только на закупках сырья и комплектующих Renault сэкономила в первом полугодии 442 млн евро, а Nissan - 39,8 млрд иен (330 млн евро в апреле-июне 2010 года).

Daimler получил высокую прибыль в 2,53 млрд евро благодаря популярности новых моделей Mercedes-Benz E-class и S-class, в том числе разработанной специально для Китая удлиненной версией E-class. Ford получил $1,5 млрд доналоговой прибыли за первое полугодие также за счет обновления продуктовой линейки.

BMW увеличил чистую прибыль во втором квартале 2010 года до максимального уровня за 2,5 года также благодаря спросу на новые автомобили пятой серии и рекордным продажам в Китае. Чистая прибыль компании в апреле - июне выросла более чем в 6 раз - до 834 млн евро со 121 млн евро за аналогичный период годом ранее. Аналитики, опрошенные Bloomberg, прогнозировали этот показатель на уровне 546 млн евро.

После провального 2009 года производители не ожидали роста продаж в первом полугодии. Однако теперь во втором полугодии стоит ждать уверенного роста мирового рынка, который продолжится в ближайшие годы, считают в российском представительстве JATO Dynamics, пишет газета. Даже в России продажи новых авто выросли в июне на 45%, что вселило надежду на восстановление спроса. Правда, после завершения программы утилизации неизбежен заметный спад, как это было в Германии, предупреждают эксперты.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Уроки 2022: как изменился маркетинг в России и как работать с ним в 2023?
  2. 2 Тренд на глобальное сотрудничество и привлечение крупных игроков: какие обновления ждут агротех в 2023
  3. 3 Воспитать новых разработчиков и помочь российскому венчуру: представители IT-бизнеса о планах на 2023 год
  4. 4 Инвестиционные итоги — 2022: что произошло в прошлом году? Ключевые события
  5. 5 Топ-7 бизнес-книг 2022 года. Выбор экс-CEO книжного издательства