Архив rb.ru

Mitsubishi и Peugeot Citroen думают: строить или нет завод в России

Архив rb.ru
Ольга

Ольга

Для иностранных автоконцернов Россия - прибыльный, но рискованный рынок

Mitsubishi и Peugeot Citroen думают: строить или нет завод в России
Российский автомобильный рынок для иностранных инвесторов, с одной стороны, стал одним из лакомых кусочков, с другой - остался по-прежнему рискованным. В то время, как японский автоконцерн Mitsubishi и французский PSA Peugeot Citroen никак не могут решить - строить завод в далекой России или нет, о России начинают грезить американские Chrysler и General Motors.

Американская мечта

Поддержать моду на строительство автозавода в России решила американская Chrysler, которая в этом году была продана частному инвестфонду Cerberus Capital Management LP за 5,5 млрд евро.

Американцы хотят усилить свои позиции на российском рынке, для чего потребуется создание местного производства. Завод может появиться в течение следующих 2-4 лет, причем, не исключено, что в партнерстве с китайской Chery (см. доп.материал).

Другим потенциальным партнером может стать канадская Magna (крупнейший производитель автокомплектующих), которая в этом году продала свою долю Олегу Дерипаске (принадлежат "Русские машины" и группа "ГАЗ"). Исполнительный вице-президент Chrysler Майк Мэнли считает, что этот "интересный шаг" может предоставить дополнительные возможности сотрудничества с Magna в России.

Сейчас в Россию Chrysler поставляет все производимые автомобили марок Chrysler, Dodge и Jeep. Однако в сегменте малогабаритных автомобилей, которые пользуются в России наибольшим спросом, американская компания не представлена, жалуется Мэнли. Восполнить этот пробел они намерены посредством сотрудничества с Chery. Таким образом, компания намерена рискнуть и инвестировать в Россию. Правда, мечтает разделить эти риски с партнером.

Главный рынок на континенте

General Motors, который в этом году может уступить мировое лидерство в автопроме японской Toyota, тоже готов идти на риск. Глава европейского подразделения GM Карл-Питер Форстер заявил, что компания планирует увеличить продажи в России в следующем году до 300 тыс. машин (на 20%). Фостер надеется, что российский автомобильный рынок станет крупнейшим рынком в Европе благодаря росту благосостояния покупателей, которые могут позволить себе приобрести новый автомобиль.

Кроме совместного предприятия с "АвтоВАЗом", у GM есть проект строительства собственного завода в Санкт-Петербурге, в который сначала американцы планировали инвестировать только $115 млн, а потом - все $300 млн. В Питере будет налажено производство 70 тыс. Chevrolet Captiva и автомобиля класса С. Впрочем, американцы снова изучают возможность увеличить мощности своих заводов в России, как существующего СП "GM-АвтоВАЗ", так и строящегося в Питере. Теперь они намерены собирать здесь не только Chrysler, но автомобили Opel, продажи которых набирают обороты. Через год-полтора, продажи Opel в России вырастут к 100 тыс., прогнозирует Фостер.

И хочется, и колется

Однако не все так смело готовы рисковать, вкладывать деньги в местную сборку. Mitsubishi Motors в конце прошлого года подписала с российским правительством протокол о намерении создать производство автомобилей в России. Но до сих пор не определилась - надо ей это или нет. "В идеале, мы могли бы продавать импортируемые автомобили и на нынешнем уровне", - цитирует президента компании Осаму Масуко Reuters. По прогнозам компании, по итогам финансового года (завершится 31 марта 2008 года), Mitsubishi продаст 100 тыс. автомобилей в России против 69,7 тыс. в прошлом финансовом году, то есть на 43%.

Однако японская корпорация только-только встала на ноги, вернувшись к прибыли после четырех лет убытков. "Сейчас мы восстановили финансовое состояние, но нам необходимо еще разумно сбалансировать наши ресурсы", - говорит Масуко. В компании пока не могут определить, может ли компания идти на риск - вкладывать деньги в строительство завода на незнакомом рынке в России, который только недавно открылся для западных автопроизводителей.

"Если бы мы были такой компанией, как Toyota, которая весьма успешна, нам было бы проще осуществить подобный проект", - цитирует Масуко Reuters.

Peugeot Citroen тоже уже более года принимает решение о строительстве завода в России. Французы очень хотят продавать не 20-30 тыс. в год, как сейчас, а в десять раз больше - 300 тыс. автомобилей. Заявку на промсборку французы подали, у них есть три площадки для завода на выбор. Но рисковать в одиночку компания тоже боится. Причем, риск есть: если у Peugeot в России продажи растут (на 59% за восемь месяцев этого года), то у Citroen - падают (на 5%) из-за неадекватной ценовой политики и неправильной цепочки поставщиков. Глава компании Кристиан Штрайфф заявил, что компания думает, не пригласить ли партнера в российский проект. Имя возможного партнера он называть отказывается. Ранее предполагалось, что им станет японская Mitsubishi, давний партнер французского концерна. На базе Mitsubishi создаются автомобили Peugeot 407 и внедорожник Citroen C-Crosser.

За и против

Российский автомобильный рынок привлекает западные автоконцерны. Продажи иномарок растут не первый год, в отличие от Европы. Восемь месяцев этого года опять взрывные: новых иномарок было продано столько же, сколько за весь прошлый год - более миллиона. Логистика и европейские производства просто не справляются со спросом из России. А после того, как правительство открыло российский рынок для западных автоконцернов, подписав постановление о промышленной сборке, в российский автопром просто хлынули инвестиции.

Крупнейшие мировые производители уже застолбили свои производства в России. Не побоялись инвестировать в российский рынок Toyota, Nissan, General Motors, Suzuki и Volkswagen. Ford и Renault, уже имеющие заводы в России, готовят дополнительные средства для расширения их мощностей. Обрадованные наплыву западных компаний региональные власти начали завлекать к себе автопроизводителей. В итоге концерны получили еще дополнительные льготы - по налогу на землю и по налогу на прибыль. Не подфортило только китайским компаниям, которым правительство не желало предоставлять льготы, так как не верит в инвестиционную отдачу китайцев.

Вместе с тем российский рынок по-прежнему остается рискованным для западных концернов. Европейские заводы автопроизводителей с трудом справляются со спросом на автомобили в России. Однако дальнейшие инвестиции в развитие производства являются рискованными до тех пор, пока остается неясным, как долго будут сохраняться высокие пошлины на ввоз автомобилей. "Наибольший риск в настоящий момент заключается в том, когда Россия вступит во Всемирную торговую организацию и как будут выглядеть пошлины на импорт автомобилей через 10-15 лет", - цитирует Reuters главу европейского подразделения GM Карла-Питера Форстера.

Расширение существующего производства в России для ухода от высоких импортных пошлин является проблематичным, так как заводы строятся на период 25 лет, говорит Форстер.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase