Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Мода на тренинги: хождение по углям и зомбирование

Архив rb.ru
Елена

Елена

В России бум корпоративных тренингов. Однако они не так полезны, как кажется на первый взгляд

Мода на тренинги: хождение по углям и зомбирование
Открываю почту, читаю: "Уважаемые коллеги, довожу до вашего сведения, что в ближайшую пятницу сотрудники следующих отделов выезжают на традиционное ежегодное командообразование (список)". Действительно, ежегодно и традиционно серьезные мужчины и женщины надевают спортивные костюмы, завязывают на кроссовках бантики и едут лазить по ёлкам: формировать из себя команду.

Интернет пестрит объявлениями о тимбилдингах - от стандартного веревочного курса до тренингов личностного роста (страшную историю про один такой тренинг можно прочитать здесь), от женских тренингов "Как сделать так, чтобы он перезвонил", до корпоративного командообразования по индивидуальному сценарию. Как у любого популярного явления, у тренингов есть две стороны медали. И если есть люди, которым проходить командообразующие испытания очень понравилось, то есть и те, кто от них пострадал, или же просто не верит в то, что после совместного похода в лес за приключениями можно научиться эффективнее работать.

Наказание тимбилдингом

Однажды большая энергетическая компания праздновала за городом юбилей: в банкетном зале снятого под мероприятие санатория поблескивала черная икра в маленьких ведрах, шипело шампанское, бегали вышколенные официанты. Только вот происходило это все в субботу. И поэтому руководители департаментов и отделов на праздник жизни попросту не пришли - предпочли провести свой выходной как-то иначе.

В понедельник все не явившиеся на юбилей были вызваны "на ковер". А на следующих выходных - в том же санатории - они лежали в спортзале на ковриках для йоги и слушали преподавателя, который говорил им, как дорога им их компания, какие они без нее нули и сколько они ей должны. Таким своеобразным тренингом, длившимся двое суток, наградило руководство энергокомпании не явившихся на праздник.

"Я считаю, что это своего рода манипуляции с помощью трансперсональных технологий, жёсткий прессинг с элементами гипноза и сильным психологическим воздействием, - комментирует директор по связям с общественностью компании RosEvent (занимается организацией тренингов) Юлия Холманова. - Такого вида тренинги скорее не командообразуют, а искажают реальное восприятие способом внушения, а также изменяют психическое состояние человека, унижая и насильно заставляя его чувствовать себя неотделимым от своей компании, ну и как следствие, посвящать 100% себя и своего времени на благо компании".

Ненависть к конкурентам и раскаленные угли

Как ни страшно звучат слова специалиста, некоторые компании идут еще дальше: сплачиваться им помогает ненависть к конкуренту. Так, пару лет назад в интернете был популярен ролик с тренинга "Связного", в ходе которого люди в состоянии, близком к религиозному экстазу, скандировали: "Евросеть" - отстой! "Связной" - супер!"


>

Еще один достаточно спорный тренинг - совместное хождение по горячим углям. Такое мероприятие по укреплению командного духа, в частности, проводила компания Burger King. С десяток топ-менеджеров маркетингового подразделения, ходивших по раскалённым углям, получили ожоги первой и второй степеней. При этом Дэна Фрайдман, вице-президент по маркетингу продукции, попыталась придать инциденту позитивный смысл. В интервью Miami Herald она сказала, что ожог "дает такое чувство наполненности энергией, что кажется, что вы можете добиться всего". "Это достаточно экстремальное и опасное занятие, и мы не можем подвергать людей риску, и подобные тренинги не проводим", - говорит Холманова.



Веревочный курс сближает

В России действительно этот командообразующий тренинг не распространен. Гораздо более популярен стандартный "веревочный" курс и тренинги, подобные ему. "Команда в веревочном курсе максимум может состоять из 15 человек, - рассказал Office Life коммерческий директор компании TeamSystems (занимается организацией тренингов) Александр Поляков. - Поэтому мы проводим несколько иные тренинги, для больших корпораций, в которых может поучаствовать большее количество людей. Внешне они напоминают веревочный курс".

Как выглядит этот самый веревочный курс? Вот впечатления очевидца: "Будучи этим летом в Челябинске, я наблюдала такую картину: в центральном парке там находится аттракцион "Лесной экстрим", он представляет собой сложноорганизованную систему из подвесных лестниц, канатов, мостов и прочей удивительной ерунды - на высоте примерно 6-8 метров. Так вот, наблюдая за тем, как группа людей среднего возраста и разной степени упитанности перебирается со стонами и охами с дерева на дерево, услышала, как одна висящая на канате тетушка крикнула другой: "Да чтоб я еще раз пошла на ваши корпоративные тренинги!..." Описания нескольких упражнений веревочного курса можно найти здесь.



"Пройдя тимбилдинг, люди начинают совершенно по-другому относиться друг к другу на физическом уровне, - говорит директор компании SQUADRA (занимается организацией тренингов) Алексей Шалаев. - В подсознании каждого человека загорается лампочка: "Этим людям я могу доверять". На эффективности работы это сказывается крайне позитивно". "Доказано, что команда сплачивается сильнее, когда переживает неудачу, нежели победу, - добавляет Шалаев. - Поэтому все тренинги построены так, чтобы люди шли к победе обязательно через неудачи и преодоление сложностей".

"Такие тренинги повышают эмоциональный уровень общения сотрудников, - считает Поляков. - Ведь часто люди в больших корпорациях даже не знакомы друг с другом". "Веревочный курс - это обкатанная программа, которая позволяет добиться сплочения коллектива с помощью экстремальных упражнений среднего уровня, за счёт чувства большой ответственности за коллегу по команде", - говорит Холманова.

Тренингом делу не поможешь

Однако "жертвы" тренингов - сами сотрудники - относятся к ним достаточно скептически. "Все в первую очередь зависит от совместимости людей, - уверена Елена. - Если у коллектива есть цель работать вместе и есть харизматичный лидер, они станут командой очень быстро. Если же люди разрознены по убеждениям и принципам, тут командообразуйся сколько хочешь - ничего не поможет".

"Эти корпоративные тренинги обычно проводятся в выходной день, - сетует Оксана, - а я и так мужа вижу полдня в неделю, чтобы еще и субботу тратить на лицезрение своих коллег".

"Один из тренингов, в котором я участвовала, проводила какая-то домашняя театральная студия, - рассказывает Екатерина. -  На нем нас заставляли топтаться на месте, бубнить себе что-то под нос. Суть в том, что нужно было выбрать человека, на которого бы ты хотел походить, и начать говорить как он, двигаться как он и т.д. А сперва написать актерскую экспликацию - описать внешность, манеры, слова-паразиты этого человека. Короче, выглядело это сущим дебилизмом. Не думаю, что кто-то чему-то научился и выработал у себя менторский тон (если,  предположим, имел такое намерение)".

"Этот тренинг никак не командообразует коллектив", - комментирует Юлия Холманова и вспоминает другую командную игру под названием "Полигон": это приближенная к реальной жизни имитация военных действий с использованием настоящих танков, БМП (боевая машина пехоты), и оружия (естественно, пули холостые). К сожалению, в свете последних событий, этот тимбилдинг, пожалуй, самый актуальный.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Гайд по запуску корпоративного обучения
  2. 2 Компании бумеры, миллениалы, зумеры — кто они и чем различаются
  3. 3 4 рабочих метода сплочения команды в онлайне