Архив rb.ru

Московский арбитраж впервые признал product placement в кино незаконным

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

В сериалах и кино в России могут запретить рекламировать товары

Московский арбитраж впервые признал product placement в кино незаконным
Присоединиться
Демонстрация товара в кино за деньги в России может стать вне закона. Арбитражный суд Москвы признал рекламу майонеза "Московский провансаль" в российском телесериале запрещенной "скрытой рекламой". Суд выносит такой вердикт product placement впервые. Участники рынка переживают, что это решение может поставить под удар всю индустрию, которая приносит 5-10% от всей стоимости производства сериала или полнометражного фильма. За границей product placement является обычной практикой.

Решение Московского арбитража о том, что демонстрация в кадре сериала майонеза "Московский провансаль" (принадлежит холдингу "Солнечные продукты") является запрещенной "скрытой рекламой", было неожиданным.

Изначально "Солнечные продукты" обратились в суд совсем по другому вопросу. Они требовали от кинокомпании "Централ Партнершип" (ЦПШ) компенсацию 770 тыс. рублей за задержку показа сериала "Ермоловы". "Солнечные продукты" заплатили такую сумму кинокомпании за обещание показать майонез "Московский провансаль" в нескольких сценах серила. ЦПШ должен был показать сериал на телеканале в 2009 году, однако он попал в эфир только в мае-июне 2010 года. ЦПШ в свою очередь заявил, что ответственность за время выхода сериала несет Первый канал, с которым кинокомпания заключила в прошлом году соглашение на трансляцию сериала. Как раз подписание этого договора и следует считать "обнародованием" сериала, настаивали в ЦПШ. С ними согласился и суд, отклонив 18 августа иск "Солнечных продуктов".

Новый поворот

Однако это судебное дело получило неожиданное продолжение, пишет сегодня "Коммерсант". Арбитражный суд Москвы обратил внимание на спонсорский договор истца и ответчика, заключенному летом 2007 года. "Солнечные продукты" выступили спонсором производства сериала, за что  ЦПШ обязался поместить информацию о майонезе компании в некоторых сценах серила "Ермоловы". Суд решил, что такой product placement является скрытой рекламой, запрещенной ч. 9 ст. 5 закона "О рекламе". Поэтому стороны должны вернуть все полученное по этой сделке. Однако истец и ответчик сделать этого не могут, так как сериал с рекламой майонеза в этом году уже был показан.

Product placement сегодня оформляется с помощью спонсорского договора, при этом, никаких приложений о том, что владелец картины обещает показать информацию о продукте спонсора в киноленте, обычно нет. У "Солнечных продуктов" и ЦПШ были такие приложения. 

Реклама в кино вне закона

Суд встал на сторону ЦПШ, отказав взыскать с кинокомпании 770 тыс. рублей. Однако ЦПШ намерены подать апелляционную жалобу, чтобы оспорить решение суда о признании product placement запрещенной скрытой рекламой.

Участники рынка беспокоятся, что такое судебное решение может поставить под удар целую индустрию product placement, которая приносит 5-10% от всей стоимости производства сериала или полнометражного фильма, пишет газета. Суд впервые назвал рекламу в кинокадрах, противоречащей закону. 

Так, Тимур Бекмамбетов за счет  product placement в "Черной молнии" заработал дополнительно $1,5 млн (кассовые сборы - около $20 млн). Product placement, показанные в "Доме-2" только в 2008 году принесла ТНТ дополнительные $8 млн (общая выручка в том же году - $420 млн). Выручка СТС от product placement, по оценкам ФК "Открытие", составляет 1-2% от совокупной выручки телекомпании.

Юристы разошлись в своих оценках. Независимый юрист считает, что суд назвал все своими именами. Другой юрист из коллегии юристов СМИ, на которого ссылается издание, удивлен такой трактовкой судом понятия "скрытая реклама". Скрытой рекламой, по его мнению, считается 25-ый кадр или двойная звукозапись, а когда в фильме показывается продукт с реальным брендом, то зритель осознает, что это реклама. На западе product placement является обычной практикой при производстве фильма. Одним из ярких примером полнометражный фильм "Секс в большом городе", который пестрит ненавязчивой рекламой всевозможных предметов, порой даже с иронией. К примеру, в одной эпизоде Кэрри берет в руки iPhone и, покрутив его, недоуменно говорит: "Я не знаю, как им пользоваться. Дайте мне нормальный телефон".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Открыта регистрация на Digital Brand Day 2024
  2. 2 Как выбрать рекламное агентство среди сотни самых «креативных» и «эффективных»
  3. 3 Продвижение в «Картах» и 2ГИС: инструкция по сбору обратной связи
  4. 4 Тренды SEO: что будет популярно в 2024 году
  5. 5 Кто спонсирует киберспорт в России и мире