Архив rb.ru

Московское метро осталось без федерального финансирования

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Чиновники не могут найти 1,3 трлн руб. на развитие транспортной инфраструктуры столичного региона

Московское метро осталось без федерального финансирования
Для развития транспортной инфраструктуры Московского региона чиновники не могут найти необходимые 1,3 трлн рублей. Минтранс предлагает выделить на одну из самых масштабных транспортных программ деньги из федерального бюджета, Минфин со своей стороны пытается переложить проблему на плечи Москвы, Подмосковья и частных инвесторов. Без финансирования из федерального бюджета остается метрополитен.

Проект программы развития транспортного комплекса Московского региона на 2010-2015 годы внесен в правительство с разногласиями. Стоимость программы - 4,9 трлн рублей, 2,3 трлн будут выделены из федерального бюджета, 1,07 трлн даст Москва, 141,6 млрд предоставит Московская область, а от частных инвесторов ждут 1,4 трлн. Так предполагалось ранее, однако выяснилось, что федеральный бюджет к таким расходам не готов: государство может выделить на транспортную инфраструктуру только 979 млрд рублей. Теперь нерешенным остается вопрос, где взять недостающие 1,33 трлн рублей.

Федеральный бюджет готов оплатить развитие аэропортов, железнодорожного и речного транспорта, строительство ряда федеральных и региональных дорог. А денег не строительство дополнительных путей метро уже не хватает.

Из бюджета Москвы на финансирование метрополитена будет выделено 370 млдр рублей, федеральный предоставит только 20 млрд рублей. Еще в октябре мэр столицы Юрий Лужков возмущался, что это смешные деньги и нужно в 15 раз больше.

Коллапс приближается

Ранее начальник столичной подземки Дмитрий Гаев рассказал Forbes, что к 2015 году надо построить 40-60 км новых линий. Сейчас доля федерального центра в инвестициях в столичную подземку - 6%. Москва давно настаивает на увеличении этой цифры до 50%. Предела в 10 млн пассажиров в день подземка достигнет уже в 2012 году, то есть работать над новыми линиями надо вдвое быстрее, чем получается по словам Гаева. По расчетам Forbes, в эксплуатацию надо запускать 8 км тоннелей в год, чтобы не допустить коллапса, однако непонятно, за счет кого строительство подземки ускорится, если даже в благополучные годы прокладывалось лишь 3,5 км тоннелей (со статьей можно ознакомиться в доп. материале). 

Минтранс предлагает выделить недостающие деньги из федерального бюджета, но Минрегион, Минэкономразвития и Минфин не согласны. Последний предлагает взять 1,33 трлн рублей у Москвы, Подмосковья и частных инвесторов. Как финансировать дефицит, пока не ясно, но в условиях кризиса транспортный проект не должен быть таким амбициозным, говорят в Минфине. 

Кто крайний?

Минрегион предлагает увеличить софинансирование строительства метро из столичного бюджета с 50 до 85%, тогда затраты Москвы вырастут на 140-200 млрд рублей. Похожая позиция у Минэкономразвития: софинансирование мероприятий программы из федерального бюджета не должно превышать 20% от общей суммы (980 млрд рублей), а сам проект нужно привести в соответствие с транспортной ФЦП. Москва в свою очередь выступает против перекладывания на нее обязательств федерального бюджета по развитию транспортной инфраструктуры.

Эксперты, с которыми беседовали "Ведомости", говорят, что денег, выделяемых бюджетом Москвы, хватит лишь на проведение линий к районам, где нет доступа к метро. Это только увеличит нагрузку на метро в часы пик, отмечают они.

Число пассажиров метро снизилось

Правда, из-за кризиса метро "вздохнуло свободнее": как отметил сам Гаев, за последние месяцы перевозки пассажиров в метро снизились на 200 тыс. человек в день. В то же время компания "Комкон" в своем исследовании отмечает, что из-за кризиса рост пользования общественным транспортом налицо: во втором полугодии 2008 года общественным транспортом пользовались 84% россиян против 73% во втором полугодии 2007 года. Исследование не противоречит словам Гаева: если бы автомобилисты не пересели на метро, подземка не досчиталась бы еще большего числа пассажиров.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Инвесторам станет проще вкладываться в городской транспорт
  2. 2 «Я попросил ребят написать на листочке сумму, после которой нельзя торговаться», — история стартапа «Авибус»
  3. 3 Транспорт
  4. 4 Умный подход к безопасности: как камеры Axis защищают людей и бизнес
  5. 5 «Бизнес drive» — зачем вашему бизнесу автомобиль