Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Москва намерена обогнать Париж по количеству кафе

Архив rb.ru
Илья

Илья

Столичные чиновники считают, что столица нуждается в 25 тыс. недорогих кафе

Москва намерена обогнать Париж по количеству кафе
Москва остро нуждается в кафе и ресторанах средней ценовой категории, считают в московской мэрии. По мнению чиновников, столице не хватает 25 тысяч недорогих предприятий общественного питания. В мэрии дали понять, что намерены всячески поддерживать открытие новых заведений. Обнародованная цифра ошеломляет, правда эксперты считают, что такое количество кафе в Москве просто не поместится.

"Несмотря на общий рост количества столичных ресторанов, в городе не хватает предприятий общественного питания средней ценовой категории", - рассказала заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг Москвы Валентина Варфоломеева на пресс-конференции. Она отметила, что на сегодняшний день не хватает 25 тыс. таких заведений. "От общего числа предприятий общественного питания только 10% сегодня можно отнести к предприятиям "средней руки", - отметила она.

Вряд ли представитель мэрии хотела обидеть точки общепита, назвав их "предприятиями средней руки", напротив, столичные власти намерены всячески заботиться об их размножении и процветании, если верить заявлениям, сделанным сегодня.

Беда с едой

Сидеть сложа руки столичные чиновники не хотят и уже этом весенне-летнем сезоне намерены увеличить количество "мобильных, сезонных и стационарных кафе средней ценовой категории", было сказано на пресс-конференции. Наиболее востребованными такие кафе будут, по мнению мэрии, "в жилых микрорайонах массовой застройки". Правда, что конкретно мэрия делает для бизнеса, неясно. Очевидно, что "материально" она не помогает: в конце прошлого года в интервью "Торговой газете" Варфоломеева рассказывала, что "развитие предприятий питания общедоступной сети в городе происходит исключительно на коммерческой основе за счет собственных и привлеченных средств предприятий инвесторов". Тогда была названа только одна инициатива мэрии - создание "Концепции размещения предприятий быстрого питания". На этот раз прозвучало обещание, что "в ближайшее время вопрос об увеличении количества кафе средней ценовой категории, а также их тематической направленности будет рассмотрен на заседании правительства Москвы".

Идейные кафе

Судя по всему, мэрия намерена выступить "идейным регулятором", в частности, она будет стимулировать предпринимателей создавать кафе и рестораны "с идейной составляющей".

"В столице уже есть достаточно востребованные детские кафе, теперь мы планируем создание сети кафе семейного досуга, тематических кафе, возможно, клубного характера, может быть, литературные, то есть разнообразные кафе, рассчитанные на интересы населения", - рассказала Варфоломеева.

Обогнать Париж и Нью-Йорк

Эксперты ресторанного рынка в недоумении, зачем мэрии понадобилось 25 тысяч кафе в Москве. В частности, Андрей Петраков, исполнительный директор компании Restcon, сказал RB.ru, что такого количества заведений общепита нет даже в крупных западных городах. В Лондоне, Париже и Нью-Йорке, известных на весь мир своей развитой ресторанной инфраструктурой, по его сведениям, работает примерно по 10-12 тыс. кафе и ресторанов, причем большинство из них относятся к демократичной ценовой категории, т.к. ориентируются на многочисленный средний класс.

"Для Москвы 25 тысяч - тем более громадная цифра, если учесть, что сейчас в Москве работает всего около 5 тыс. заведений всех ценовых категорий, и рынок при этом близок к насыщению, - удивляется эксперт. - А по количеству заведений на кв. км центр столицы не уступает городам Европы".

Три кита: менталитет, благосостояние и аренда

К желанию мэрии столицы способствовать резкому увеличению точек питания Андрей Петраков тоже отнесся довольно скептически. По его мнению, рост рынка ресторанов и кафе определяют три фактора: уровень доходов населения, его менталитет и стоимость аренды помещений.

"Доход среднестатистического москвича в четыре раза ниже, чем у жителя нью-йорка, - говорит Петраков. - И сегодня количество столиков в Москве вполне соответствует доходам граждан, готовых ходить в рестораны". Но связь есть не только с доходами, но и с менталитетом: "У нас половина населения смотрит на рестораны как на заведения выходного дня, - считает эксперт. - Большинство туда ходит только в связи с тем или иным событием: юбилей, свадьба и т.п. В Европе же немалая часть потребителей - пожилого возраста. У нас это невозможно в силу маленькой пенсии". Чтобы даже в недорогие кафе начали ходить пенсионеры, пенсия должна вырасти до 30 тыс. рублей, уверен ресторанный консультант. Кроме того, наши люди едят меньше, чем на Западе: примерно в полтора-два раза меньше, чем в Европе.

"Если мэрия хочет способствовать открытию недорогих кафе, ей нужно больше строить дешевых площадей и предоставлять ресторанным предпринимателям помещения по недорогим арендным ставкам", - считает эксперт. Сегодня же помещения очень дорогие, а места не хватает: строительство торговых площадей замедлилось в связи с ипотечным кризисом. Средняя арендная плата за аренду сегодня в торговых центрах - $2-2,5 тыс. в год за кв. м, "но демократичное заведение не сможет выжить в таких условиях", по словам Петракова: недорогие рестораны могут выжить по арендным ставкам порядка 30 тыс руб.

Чек средней руки

Не согласен Петраков и с тем, что в среднем и низком диапазоне сегодня работает всего 10% предприятий. "Если относить к бюджетным заведениям заведения со средним чеком до 10 у.е., то их гораздо больше - на мой взгляд, до 30%, - считает менеджер компании Restcon. - Фактически весь фаст-фуд и стрит-фуд работает в нем". "Демократичных" заведений (где средний чек 10-30 у.е.), по его данным, в Москве тоже порядка 30-40%, верхняя часть демократичного сегмента (где поесть можно за 30-50 у.е.) занимает 10-20% рынка, а премиум-сегмент (от 50 у.е.) - 10-20%.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Регулирование алкогольной продукции в России в 2024 году: главные изменения для общепита
  2. 2 «Кухни-призраки» и барбершоп в баре: 5 трендов рынка общепита, которые стоит взять на заметку
  3. 3 Изменись, но останься: пять идей, как кафе сохранить аудиторию и привлечь новую
  4. 4 Собираетесь открыть ресторан? Вот какие концепции сегодня «на пике»
  5. 5 Особенности ресторанного бизнеса в Дубае — что нужно знать перед запуском