Москву и Питер соединят новой железной дорогой без "Сапсанов"

Расскажите друзьям

РЖД готовит тендер на 1 трлн рублей: поезд должен разгонятся до 400 км/ч

Руководство РЖД подтвердило, что планирует провести в 2011 году международный тендер на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Петербургом. Прежний госпроект с бюджетом $500 млн был похоронен, деньги исчезли, но РЖД достался его главный актив - компания "Высокоскоростные магистрали", за которой числятся 4 тыс. га земли для строительства дороги между Петербургом и Москвой. Предварительная стоимость нового проекта - 1 трлн рублей, что в пересчете на 1 км в разы выше аналогичных дорог в Европе, и закупать для него будут не поезда Siemens.

Создание высокоскоростного сообщения между Петербургом и Москвой предусмотрено стратегией развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. То, что РЖД не заморозили эти планы, стало понятно в 2008 году. Тогда госперевозчик решил не банкротить ОАО "Высокоскоростные магистрали" (ВСМ), которое с треском провалило прежнюю "стройку века". РЖД согласились погасить 503 млн рублей долга фирмы, получившей их из госбюджета. Управление ВСМ было передано профильной "дочке" РЖД - ОАО "Скоростные магистрали", созданной специально под новый проект (75% акций принадлежат РЖД, 25% - ЗАО "Трансмашхолдинг").

Проектирование и ценовое обоснование будущей высокоскоростной железнодорожной магистрали РЖД отдали ОАО "Ленгипротранс": "До Нового года мы проектирование закончим", - рассказал "Фонтанке.ру" в октябре 2009 года руководитель этого проекта в "Ленгипротрансе" Николай Саенко. До последнего не исключалось, что реализацию проекта отдадут международной компании. Сегодня руководство РЖД сообщило, что так оно, возможно, и будет. "Я рассчитываю, что в 2011 году мы объявим международный тендер", - заявил вице-президент РЖД Валентин Гапанович на открывшейся сегодня в Санкт-Петербурге 2-й Глобальной конференции по железнодорожным грузовым перевозкам (цитата по ИТАР-ТАСС).

660 км за 2,5 часа

Схема движения высокоскоростной дороги прежняя. После вмешательства экологов маршрут поправили: трасса огибает Валдайский парк в Новгородской области - по крайней мере так значится в проекте "Ленгипротранса". Ее протяженность составит 660 км, предполагаемое время в пути - 2,5 часа. А вот максимальная скорость поезда - до 400 км/с (что для "Сапсана" невозможно), прогнозируемый объем перевозок - 14 млн человек в год. На линии предполагается курсирование 42 пар поездов в сутки. По словам Гапановича, РЖД получили положительное заключение Росгосэкспертизы на строительство дороги, сейчас разрабатывается пакет документов, регламентирующих действие федеральных органов по реализации проекта.

Он будет реализован в рамках государственно-частного партнерства по принципу контракта жизненного цикла (КЖЦ). Гапанович гордится, что такого в России еще не было. Суть контракта сводится к следующему: подрядчик самостоятельно проектирует, строит и эксплуатирует высокоскоростную магистраль в течение жизненного цикла, привлекая кредиторов и инвесторов. Ежегодная оплата сервиса работающей дороги начинается только после успешного ее запуска в эксплуатацию. По словам Гапановича, реализация нового проекта оценивается почти в 1 трлн рублей.

Интересно, что РЖД публично заговорили о реанимации проекта после запуска в этом году разработанного Siemens скоростного поезда "Сапсан" из Москвы в Санкт-Петербург по существующим путям Октябрьской железной дороги. Еще в ноябре 2009 года пресс-служба РЖД заявляла, что никаких дополнительных железнодорожных веток между Москвой и Петербургом строиться не будет. Экспресс оказался очень востребованным, но обнажил социальные и инфраструктурные проблемы: РЖД отменила ради него ряд пригородных поездов; по информации компании, за первые 5 месяцев года "Сапсаны" забрасывали камнями 17 раз. После этого эксперты и пресса с новой силой заговорили о том, что для такого экспресса нужна отдельная железная дорога - как это принято во всем мире.

"Сокол" и 4 тыс. га земли

На "стройку века" постсоветской России, о которой было объявлено в начале 90-х годов прошлого века, было собрано $500 млн, в том числе - деньги из бюджета и международный кредит в $200 млн, за который до сих пор расплачивается Минфин (в 2010 году России предстоит выплатить английским банкам около $40 млн). Деньги собирало ОАО "Высокоскоростные магистрали" (ВСМ), 87% акций которого принадлежало Минимуществу, а остальные - московским и питерским властям. Под строительство дороги было отведено в бессрочное пользование 4 тыс. га земли (основной актив ВСМ, достался РЖД), сообщает "Деловой Петербург". Значительная часть суммы пошла на создание отечественного скоростного спецпоезда "Сокол" - опытный образец, спроектированный в ЦКБ "Рубин" (разработчик атомных подлодок) и построенный на заводе "Трансмаш", был признан непригодным к эксплуатации. Дорогу так не построили, деньги исчезли, а долги пришлось взыскивать через суд.

Летом 2007 года 87% акций ВСМ получили РЖД, а осенью лишился кресла гендиректор ВСМ Владимир Воронин. От строительства новой ветки тогда отказались - под скоростные поезда решили модернизировать уже существующую магистраль. Руководство ВСМ обвинили в растрате, проект заморозили. Под руководством Воронина проект зашел в тупик, пояснял президент РЖД Владимир Якунин, однако дальше этого разбирательства не пошли. Совет директоров ВСМ возглавлял бывший вице-премьер правительства Алексей Большаков, - человек, который в свое время помог Владимиру Путину получить работу в Кремле (об этом Путин рассказфывает в книге "От первого лица" - подробнее см. в допматериале).

В 2008 году назад Федеральная налоговая служба подала иск о банкротстве ВСМ - в связи с тем, что та так и не выполнила решение суда, по которому компанию обязали перечислить в госбюджет 503,7 млн рублей. Однавко РЖД решило сохранить компанию в составе РЖД и взяло на себя все обязательства по погашению ее долга. В январе 2008 года "дочка" госкомпании ОАО "Скоростные магистрали" получила от ВСМ заказ на выполнение землеустроительных работ для будущей скоростной дороги (на 380 млн рублей), сообщает "Деловой Петербург". В 2008 году Петербург продал свои 4,78% акций ВСМ неназванному частному лицу за 7,6 млн рублей.

$50,7 млн на 1 км и без "Сапсанов"

Еще в 2008 году стоимость всех работ по строительству магистрали оценивалась в $6 млрд (в ценах 2004 года). В 2010 году старший вице-президент РЖД Валерий Решетников сообщал, что у РЖД несколько проектов высокоскоростных магистралей, их реализация оценивается в $30 млрд, но в первую очередь речь идет именно о скоростной трассе между Моквой и Петербургом. Озвученные Гапановичем 1 трлн рублей - это уже $33,3 млрд, или $50,7 млн на 1 км. Для сравнения: строительство 492 км путей Eurostar (Париж - Лондон) обошлось в 1990-х гг. в $34 млрд ($69,1 млн за 1 км), но значительная часть стоимости пришлась на прокладку тоннеля под Ла-Маншем. 190 км от Валанса до Марселя в 2001 году построили за 3,8 млрд евро  - 20 млн евро за 1 км. В европейской валюте 660 км между Москвой и Петербургом оцениваются в 26 млрд евро, или около 40 млн евро за 1 км.

На щедрость РЖД эксперты обращали внимание при закупке госкомпанией у Siemens скоростных электропоездов. В 2006 году РЖД  согласились заплатить немецкому концерну за восемь будущих "Сапсанов"  почти 600 млн евро (включая техническое обслуживание поездов в течение 30 лет). В итоге один состав обошелся в среднем в 34,5 млн евро, один вагон - 3,4 млн евро. Для сравнения: в 2009 году Китай договорился купить у концерна сто примерно таких же высокоскоростных поездов в среднем по 7,5 млн евро на состав, или 468 750 евро в среднем за вагон, что в 8 раз дешевле поставок в Россию. В конце 2009 года РЖД объявило Siemens победителем тендера на создание подвижного состава для олимпийской дороги "Сочи - Красная Поляна" и, судя по заявлению руководства немецкой компании, снизило закупочную цену на ее поезда. По крайней мере президент Siemens в РФ Дитрих Меллер говорил, что стоимость одного поезда - 10 млн евро.

Примечательно, что максимальная скорость немецких поездов Velaro, на базе которых построен "Сапсан", официально составляет 250 км/ч, но во время испытаний Velaro RUS (т.е. российской модели) удалось разогнать до 295 км/ч. Все равно это меньше намного заявленных 400 км/ч. Иными словами - под заявленные параметры "Сапсаны" не подходят. Возможный поставщик составов для новой трассы сегодня вырисовывается лишь один - французский Alstom. Тем более, что еще в феврале нынешнего года все тот же Валентин Гапанович утверждал, что только суперсовременный поезд AGV этого производителя может развивать скорость до 400 км/ч. РЖД может купить 20 составов AGV, рассуждал Гапанович. Эти поезда были представлены публике в 2008 году, и до сих пор заключен единственный контракт на их поставку - с итальянской NTV, которая должна запустить их в эксплуатацию в 2011 г. Исходя из параметров этой сделки, 11-вагонный поезд AGV стоит 26 млн евро. 


Комментарии

  • Татьяна Родионова 06:17, 7.07.2010
    0
    Как спокойно комментируют,что преждний проект "накрылся".на сумму 500000$ из бюджентых средств.Как исчезли? Молча,кто то из чиновников присвоил? С кем он поделился из власти? Что не посадили в тюрьму,как Ходора? Кого прикрывают? Чем он так дорог власти?
  • Dzeddun64
    Татьяна Родионова Dzeddun64 07:33, 7.07.2010
    0
    Раньше всё уходило в "закрома родины", а теперь в карманы чиновников-казнокрадов!
  • Станислав Лесовой 06:18, 7.07.2010
    0
    Для сравнения: в 2009 году Китай договорился купить у концерна сто примерно таких же высокоскоростных поездов в среднем по 7,5 млн евро на состав, или 468 750 евро в среднем за вагон, что в 8 раз дешевле поставок в Россию. А главное напрягаться не надо - откаты по трусам распихали и фперёт россия!
  • Ильдар Исхаков 07:18, 7.07.2010
    0
    Деньги, изчезнувшие в процессе подобных манипуляций, теперь наверное в Англии недаром же они постоянно сообщают всему миру, что самые дорогие особняки покупаются выходцами из России - вот то направление, где надо работать нашим, если ещё конечно таковые остались в нашем государстве, честным следователям, чтобы вывести на чистую воду наших неуловимых для Медведева и Путина коррупционеров...
  • Dzeddun64
    Ильдар Исхаков Dzeddun64 07:30, 7.07.2010
    0
    В Италии уже запретили продавать недвижимость россиянам!!
  • Игорь Андреев 07:19, 7.07.2010
    0
    по сравнению с самолетами плохой проект, следующим будет москва - чукотка. Все равно как деньги откатывать.
  • Юрий Цветков 07:29, 7.07.2010
    0
    Ни честности, ни чести,в России не осталось! За малым исключением--рабы! У них ещё осталась честь!
  • Данила Ракитин 21:18, 7.07.2010
    0
    Что выбрали, то и имеем. Национальный проект борьбы с коррупцией- не иначе как прямая насмешка над нищим народом. Приватизацией не закончилось ограбление,на мнение быдла(как они считают) можно не смотреть, опять проглотят. Судить такую власть народным судом, другой всегда на их стороне. Свой страх надо забыть, а иначе все вымрем под их чутким руководством.
  • Александр Семёнов 18:37, 10.07.2010
    0
    Все нормально, воровство и растрата 500 млн. долларов США показала, что такие деньги распилить можно, теперь вот РЖД попробует взять новую планку - показать фокус "деньги исчезают...", но уже с 1 трлн. долларов США.
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase