Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Москву и Питер соединят новой железной дорогой без "Сапсанов"

Архив rb.ru

РЖД готовит тендер на 1 трлн рублей: поезд должен разгонятся до 400 км/ч

Москву и Питер соединят новой железной дорогой без "Сапсанов"
Руководство РЖД подтвердило, что планирует провести в 2011 году международный тендер на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Петербургом. Прежний госпроект с бюджетом $500 млн был похоронен, деньги исчезли, но РЖД достался его главный актив - компания "Высокоскоростные магистрали", за которой числятся 4 тыс. га земли для строительства дороги между Петербургом и Москвой. Предварительная стоимость нового проекта - 1 трлн рублей, что в пересчете на 1 км в разы выше аналогичных дорог в Европе, и закупать для него будут не поезда Siemens.

Создание высокоскоростного сообщения между Петербургом и Москвой предусмотрено стратегией развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. То, что РЖД не заморозили эти планы, стало понятно в 2008 году. Тогда госперевозчик решил не банкротить ОАО "Высокоскоростные магистрали" (ВСМ), которое с треском провалило прежнюю "стройку века". РЖД согласились погасить 503 млн рублей долга фирмы, получившей их из госбюджета. Управление ВСМ было передано профильной "дочке" РЖД - ОАО "Скоростные магистрали", созданной специально под новый проект (75% акций принадлежат РЖД, 25% - ЗАО "Трансмашхолдинг").

Проектирование и ценовое обоснование будущей высокоскоростной железнодорожной магистрали РЖД отдали ОАО "Ленгипротранс": "До Нового года мы проектирование закончим", - рассказал "Фонтанке.ру" в октябре 2009 года руководитель этого проекта в "Ленгипротрансе" Николай Саенко. До последнего не исключалось, что реализацию проекта отдадут международной компании. Сегодня руководство РЖД сообщило, что так оно, возможно, и будет. "Я рассчитываю, что в 2011 году мы объявим международный тендер", - заявил вице-президент РЖД Валентин Гапанович на открывшейся сегодня в Санкт-Петербурге 2-й Глобальной конференции по железнодорожным грузовым перевозкам (цитата по ИТАР-ТАСС).

660 км за 2,5 часа

Схема движения высокоскоростной дороги прежняя. После вмешательства экологов маршрут поправили: трасса огибает Валдайский парк в Новгородской области - по крайней мере так значится в проекте "Ленгипротранса". Ее протяженность составит 660 км, предполагаемое время в пути - 2,5 часа. А вот максимальная скорость поезда - до 400 км/ч (что для "Сапсана" невозможно), прогнозируемый объем перевозок - 14 млн человек в год. На линии предполагается курсирование 42 пар поездов в сутки. По словам Гапановича, РЖД получили положительное заключение Росгосэкспертизы на строительство дороги, сейчас разрабатывается пакет документов, регламентирующих действие федеральных органов по реализации проекта.

Он будет реализован в рамках государственно-частного партнерства по принципу контракта жизненного цикла (КЖЦ). Гапанович гордится, что такого в России еще не было. Суть контракта сводится к следующему: подрядчик самостоятельно проектирует, строит и эксплуатирует высокоскоростную магистраль в течение жизненного цикла, привлекая кредиторов и инвесторов. Ежегодная оплата сервиса работающей дороги начинается только после успешного ее запуска в эксплуатацию. По словам Гапановича, реализация нового проекта оценивается почти в 1 трлн рублей.

Интересно, что РЖД публично заговорили о реанимации проекта после запуска в этом году разработанного Siemens скоростного поезда "Сапсан" из Москвы в Санкт-Петербург по существующим путям Октябрьской железной дороги. Еще в ноябре 2009 года пресс-служба РЖД заявляла, что никаких дополнительных железнодорожных веток между Москвой и Петербургом строиться не будет. Экспресс оказался очень востребованным, но обнажил социальные и инфраструктурные проблемы: РЖД отменила ради него ряд пригородных поездов; по информации компании, за первые 5 месяцев года "Сапсаны" забрасывали камнями 17 раз. После этого эксперты и пресса с новой силой заговорили о том, что для такого экспресса нужна отдельная железная дорога - как это принято во всем мире.

"Сокол" и 4 тыс. га земли

На "стройку века" постсоветской России, о которой было объявлено в начале 90-х годов прошлого века, было собрано $500 млн, в том числе - деньги из бюджета и международный кредит в $200 млн, за который до сих пор расплачивается Минфин (в 2010 году России предстоит выплатить английским банкам около $40 млн). Деньги собирало ОАО "Высокоскоростные магистрали" (ВСМ), 87% акций которого принадлежало Минимуществу, а остальные - московским и питерским властям. Под строительство дороги было отведено в бессрочное пользование 4 тыс. га земли (основной актив ВСМ, достался РЖД), сообщает "Деловой Петербург". Значительная часть суммы пошла на создание отечественного скоростного спецпоезда "Сокол" - опытный образец, спроектированный в ЦКБ "Рубин" (разработчик атомных подлодок) и построенный на заводе "Трансмаш", был признан непригодным к эксплуатации. Дорогу так не построили, деньги исчезли, а долги пришлось взыскивать через суд.

Летом 2007 года 87% акций ВСМ получили РЖД, а осенью лишился кресла гендиректор ВСМ Владимир Воронин. От строительства новой ветки тогда отказались - под скоростные поезда решили модернизировать уже существующую магистраль. Руководство ВСМ обвинили в растрате, проект заморозили. Под руководством Воронина проект зашел в тупик, пояснял президент РЖД Владимир Якунин, однако дальше этого разбирательства не пошли. Совет директоров ВСМ возглавлял бывший вице-премьер правительства Алексей Большаков, - человек, который в свое время помог Владимиру Путину получить работу в Кремле (об этом Путин рассказфывает в книге "От первого лица" - подробнее см. в допматериале).

В 2008 году назад Федеральная налоговая служба подала иск о банкротстве ВСМ - в связи с тем, что та так и не выполнила решение суда, по которому компанию обязали перечислить в госбюджет 503,7 млн рублей. Однавко РЖД решило сохранить компанию в составе РЖД и взяло на себя все обязательства по погашению ее долга. В январе 2008 года "дочка" госкомпании ОАО "Скоростные магистрали" получила от ВСМ заказ на выполнение землеустроительных работ для будущей скоростной дороги (на 380 млн рублей), сообщает "Деловой Петербург". В 2008 году Петербург продал свои 4,78% акций ВСМ неназванному частному лицу за 7,6 млн рублей.

$50,7 млн на 1 км и без "Сапсанов"

Еще в 2008 году стоимость всех работ по строительству магистрали оценивалась в $6 млрд (в ценах 2004 года). В 2010 году старший вице-президент РЖД Валерий Решетников сообщал, что у РЖД несколько проектов высокоскоростных магистралей, их реализация оценивается в $30 млрд, но в первую очередь речь идет именно о скоростной трассе между Моквой и Петербургом. Озвученные Гапановичем 1 трлн рублей - это уже $33,3 млрд, или $50,7 млн на 1 км. Для сравнения: строительство 492 км путей Eurostar (Париж - Лондон) обошлось в 1990-х гг. в $34 млрд ($69,1 млн за 1 км), но значительная часть стоимости пришлась на прокладку тоннеля под Ла-Маншем. 190 км от Валанса до Марселя в 2001 году построили за 3,8 млрд евро  - 20 млн евро за 1 км. В европейской валюте 660 км между Москвой и Петербургом оцениваются в 26 млрд евро, или около 40 млн евро за 1 км.

На щедрость РЖД эксперты обращали внимание при закупке госкомпанией у Siemens скоростных электропоездов. В 2006 году РЖД  согласились заплатить немецкому концерну за восемь будущих "Сапсанов"  почти 600 млн евро (включая техническое обслуживание поездов в течение 30 лет). В итоге один состав обошелся в среднем в 34,5 млн евро, один вагон - 3,4 млн евро. Для сравнения: в 2009 году Китай договорился купить у концерна сто примерно таких же высокоскоростных поездов в среднем по 7,5 млн евро на состав, или 468 750 евро в среднем за вагон, что в 8 раз дешевле поставок в Россию. В конце 2009 года РЖД объявило Siemens победителем тендера на создание подвижного состава для олимпийской дороги "Сочи - Красная Поляна" и, судя по заявлению руководства немецкой компании, снизило закупочную цену на ее поезда. По крайней мере президент Siemens в РФ Дитрих Меллер говорил, что стоимость одного поезда - 10 млн евро.

Примечательно, что максимальная скорость немецких поездов Velaro, на базе которых построен "Сапсан", официально составляет 250 км/ч, но во время испытаний Velaro RUS (т.е. российской модели) удалось разогнать до 295 км/ч. Все равно это меньше намного заявленных 400 км/ч. Иными словами - под заявленные параметры "Сапсаны" не подходят. Возможный поставщик составов для новой трассы сегодня вырисовывается лишь один - французский Alstom. Тем более, что еще в феврале нынешнего года все тот же Валентин Гапанович утверждал, что только суперсовременный поезд AGV этого производителя может развивать скорость до 400 км/ч. РЖД может купить 20 составов AGV, рассуждал Гапанович. Эти поезда были представлены публике в 2008 году, и до сих пор заключен единственный контракт на их поставку - с итальянской NTV, которая должна запустить их в эксплуатацию в 2011 г. Исходя из параметров этой сделки, 11-вагонный поезд AGV стоит 26 млн евро.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Открыт прием заявок в акселератор РЖД
  2. 2 Не только твердо стоять на ногах: кто отвечает за ESG в крупнейших российских компаниях