Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

МТС хочет купить "Евросеть": 5000 магазинов могут стать офисами продаж

Архив rb.ru
Николай

Николай

Кризис ликвидности может вынудить "Евросеть" продаться МТС

МТС хочет купить "Евросеть": 5000 магазинов могут стать офисами продаж
Компания "Евросеть" ведет переговоры о продаже своего контрольного пакета акций МТС и финансовым партнерам, сообщают источники. Если эта сделка состоится, то "Евросеть" получит необходимую для нормального развития финансовую поддержку, которой ее почти лишил кризис ликвидности, а МТС - розничную сеть федерального масштаба.

О переговорах между основным акционером МТС АФК "Система" и "Евросетью", которые якобы длятся уже не одну неделю, пишет газета "Ведомости" со ссылкой на источник в "Системе". Подтверждают эту информацию источники среди партнеров "Евросети". Евгений Чичваркин и совладелец компании Тимур Артемьев сообщение опровергают. МТС также не подтверждает факта ведения переговоров.

Тем не менее ранее обе компании заявляли, что в будущем не исключают подобного союза. Так, МТС сообщала, что к 2011 г. планирует продавать не менее 40% контрактов через контролируемую розничную сеть. А президент "Евросети" Алексей Чуйкин говорил, что в "достаточно отдаленном будущем" компания может привлечь стратегического или финансового инвестора.

По словам Чуйкина, стратегом мог бы стать "любой сотовый оператор или крупноформатный ритейлер в области электроники". Вполне вероятно, что кредитный кризис, который лишил растущую в долг компанию дешевых средств для развития и перекредитования, "ускорил" приближение будущего.

Нужна наличность

Начавшийся осенью 2007 г. с ипотечного кризиса кризис ликвидности испортил жизнь многим российским ритейлерам. Дело в том, что многие отечественные компании на бурно растущем рынке (а российский ритейл по-прежнему растет быстрее экономики в целом) предпочитали много занимать, чтобы быстро расти.

Большое количество свободных денег до осени 2007 г. способствовало этой ситуации. Несколько лет подряд банки охотно кредитовали розничную торговлю, выдавая средства под небольшой процент даже непрозрачным компаниям, у которых долг к показателю выручки до вычета налогов и амортизации (EBITDA) достигал 6-9, хотя нормальным даже для агрессивно растущей компании считается соотношение чуть более 3.

После того, как наличность на рынке стала дефицитной, некоторым компаниям с большой долговой нагрузкой пришлось задуматься о продаже части бизнеса ради того, чтобы не прекращать рост из-за недостатка финансов (о проблемах погашения долга речи пока не идет). Уже продана сеть "Дикси", идут переговоры о продаже сети "Гроссмарт". По данным газеты "Коммерсантъ", думают о полной или частичной продаже бизнеса сети "Копейка", "Патэрсон", "Самохвал", "Матрица", "Купец" и "Кировский".

Не лучше обстоят дела и у "Евросети". Долг компании на апрель 2008 г. составляет $840 млн, EBITDA эксперты оценивают в $140-150 млн - таким образом соотношение долговая нагрузка к EBITDA составляет около шести. На рынке с дефицитом ликвидности это много. Именно поэтому сейчас, по словам участников рынка, "Евросеть" сосредоточилась на повышении эффективности работы, сокращает издержки на маркетинг и персонал, закрывает нерентабельные салоны.

Поэтому, например, за год общее число точек продаж "Евросети" выросло всего на 1% - с 5087 до 5145, тогда как в 2006 г. этот рост составил 64%. Поэтому сообщения о возможной продаже "Евросети" стратегическому инвестору в настоящий момент звучат вполне правдоподобно. Чтобы не тормозить рост, продажа части бизнеса вполне оправдана.

Розничная "Евросеть" МТС

Сейчас источники, сообщившие о подготовке сделки, рассказывают о следующей возможной схеме поглощения. МТС и некие "финансовые партнеры" создают компанию, которая выкупает контрольный пакет "Евросети": 50% - у Артемьева, который полностью выйдет из бизнеса, и часть - у Чичваркина. У МТС в компании-покупателе не будет контрольного пакета. Таким образом, хотя все оперативное управление будет находиться в руках МТС, формально низкая рентабельность "Евросети" не испортит высокой рентабельности МТС.

Если это произойдет, то МТС получит в свое распоряжение крупнейшую сеть сотовой розницы. Это позволит наладить более качественную продажу услуг. Если это произойдет, то конкуренты МТС из "Большой тройки" вряд ли расторгнут контракты с "Евросетью", хотя это и не исключено, пишет газета "Ведомости". В настоящее время в магазинах "Евросети" контрактов МТС продается больше всего - 43% из всех проданных sim-карт. Продажи "Билайна" составляют лишь 27,6%.

Между тем, стоит отметить, что сотовые операторы уже давно присматриваются к розничным сетям как к мощному каналу своих продаж. Так, еще в 2000 г. "Вымпелком" приобрел розничную сеть "Мобайл-центр", которая в тот момент контролировала 5% московского розничного рынка. В 2006 г. эти салоны начали переводить под бренд "Билайн", однако их цель не продажа новых контрактов, а дополнительные сервисные услуги, которые не могут предоставлять сторонние компании, например распечатка данных о звонках абонентов.

В 2003 г. компания "Мегафон" первой начала продажи своих контрактов прямо с полок в сети магазинов "Рамстор". В начале 2007 г. МТС создал специальное дочернее предприятие для развития розничных продаж. Понятно, что создать собственную розничную сеть, которая могла бы конкурировать с лидерами операторы не рассчитывают. В настоящий момент операторы продают лишь около 3% мобильных телефонов в России. Однако теперь у операторов появилась хорошая возможность взять розничные продажи под контроль, просто купив крупнейшие сети.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Российская практика M&A в разработке ПО: как снизить риски и создать для продуктов дополнительную ценность
  2. 2 Самые интересные венчурные сделки России за неделю: обзор
  3. 3 Клубы инвесторов: гид для стартапов и бизнес-ангелов в 2024 году
  4. 4 Фейковая миссия: 3 компании, которые поплатились за предательство заявленных ценностей
  5. 5 Розничные инвесторы становятся движущей силой рынка. Венчурные итоги 3 квартала 2023 года
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше