Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

На РЖД подали в суд за резкое повышение тарифов на проезд в электричках

Архив rb.ru
Наталья Жогова

Автор издания «РБ.РУ»: Архивные материалы

Наталья Жогова

Защитники прав потребителей, подавшие на железнодорожников в суд, также намерены жаловаться в ФАС

На РЖД подали в суд за резкое повышение тарифов на проезд в электричках
Скандал с резким повышением тарифов на проезд в пригородных поездах Москвы в январе 2010 года набирает обороты. На РЖД подало в суд общество защиты прав потребителей (ОЗПП) "Общественный контроль". Защитникам потребителей удалось найти "формальное основание" для обращения к судьям -  РЖД обвиняют во взимании дополнительных сумм сверх утвержденных тарифов. На сам факт необоснованного повышения тарифов ОЗПП намерено жаловаться в ФАС.

ОЗПП обратилось с иском в Савеловский районный суд Москвы против ОАО "РЖД" и его дочернего предприятия ОАО "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания". Третьи лицом по делу привлечено правительство Москвы, отмечается в сообщении общества. Поводом для подачи иска стало необоснованное и резкое повышение цен на пригородные электропоезда в Московском регионе в январе 2010 года. "На отдельных направлениях цены в течение января 2010 года повышались 3 раза, что сопровождалось отсутствием доступной информации для пассажиров и полной неразберихой в самом РЖД", - отмечают в ОЗПП.

Как выросли тарифы на проезд в электричках

Напомним, что с января 2010 года действуют новые тарифы на перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом в Москве и Московской области. Так, в соответствии с постановлением областного правительства от 18 декабря 2009 года,  в области тариф на проезд в пригородном сообщении по одной тарифной зоне (10 км) вырос с 14 до 16,5 рублей. Далее стоимость разового билета для области меняется в зависимости от расстояния проезда (например, от зоны 1 до зоны 2 - 16,5 рубля; от зоны 1 до зоны 7 - 99,0 рубля; и т.д.). 

Однако для граждан изменения вылились не просто в увеличение стоимости зонового тарифа. Цена билета для пересекающих границу субъекта РФ (т.е. Москвы и МО), по распоряжению подмосковных властей складывается из двух составляющих: стоимости проезда по области и тарифа по Москве. В пределах столицы, согласно постановлению правительства Москвы от 19 января 2010 года, новый тариф на проезд в электричках приравнен к расценкам метрополитена и составляет 26 рублей.

Ранее в 2009 году одна зона проезда стоила 14 рублей и не зависела от пересечения границы Москвы и Подмосковья.  Жители Подмосковья, работающие в Москве, уже успели прочувствовать последствия нововведений для своего кошелька. Например, стоимость проезда на электричке от подмосковных Люберец до Выхино (через две остановки) вместо 14 рублей обойдется теперь в 42,5 рубля в одну сторону (16,5 рублей за одну зону по области плюс 26 рублей - проезд по Москве). 

Соответственно, значительно подорожали и абонементы на проезд. Если в декабре 2009 года стоимость проездного на 30 дней от станции Перловская (МО) до Лосиноостровской (Москва) - через одну остановку - составляла 350 рублей, то сейчас она выросла да 1865 рублей, т.е. более чем в 5 раз. Проезд 3 станций по этой же ветке, но в пределах Москвы - например, от Лосиноостровской до станции Яуза - по новым расценкам составляет 1040 рублей, т.е. рост составляет около 3 раз. "Разумного объяснения, почему за пересечение столичной границы пассажиры должны платить какую-то специальную наценку, некую "железнодорожную визу", потребителям не предоставлено", - подчеркивают в ОЗПП. По мнению общества потребителей, "цены на проезд в пригородных поездах доведены до такого уровня, при котором пользоваться ими становится невыгодно, а для людей с низкими доходами - попросту невозможно".

Нашли к чему придраться

В судебном иске, поданном против РЖД, опротестовывается порядок введения новых тарифов. Как отмечают в ОЗПП, с 15 января "дочка" РЖД ("Московско-Тверская пригородная пассажирская компания"), а с 21 января и само РЖД  на станциях, расположенных в пределах Москвы, продавали билеты до станций, расположенных вне пределов столицы, по цене, на 26 рублей превышающей прежний тариф. При этом железнодорожники, по их словам, руководствовались постановлением столичного правительства от 19 января. Однако данное постановление вводит новую ставку тарифов только с 1 февраля 2010 года. Этот факт и позволил обществу на основании многочисленных жалоб потребителей обратиться в суд.  

Обращение с исковым заявлением к РЖД стало "формальным основанием" для привлечения внимания к вопросу повышения тарифов,  признались RB.ru в ОЗПП. "Оспорить в суде факт повышения тарифов невозможно, т.к. оно было произведено на законном основании, - пояснила пресс-секретарь общества Юлия Шарапова. - Как говорится, "придраться тут не чему". Зато в части взимания повышенных  сумм ранее  срока  вступления постановления в силу - нарушения налицо".

В ОЗПП рассчитывают на успешный исход иска, поскольку в части доказательства переплаты гражданами сумм за январь дело представляется "перспективным". Что касается необоснованного повышения тарифов, то, как сообщила RB.ru представитель ОЗПП, в ближайшие дни общество планирует обратиться в ФАС с заявлением по поводу повышения расценок на проезд.

Ранее в конце прошлой недели ФАС говорила, что в связи с жалобами граждан изучает проблему резкого подорожания стоимости проезда на пригородных электропоездах при пересечении границы Москвы и Подмосковья, однако пока речи о возбуждении дела против РЖД не идет.

Между тем становится очевидным, что повышение цен на проезд вызвало слишком большой резонанс среди населения. В частности, в пятницу представители правительства Москвы, администрации МО и руководства Московской железной дороги (МЖД) собирались на внеплановое совещание по вопросу повышения тарифов на пригородные электрички. На встрече обсуждалась целесообразность и размер повышения стоимости билетов на электрички, однако результаты заседания пока неясны, сообщило РИА Новости.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Открыт прием заявок в акселератор РЖД
  2. 2 Не только твердо стоять на ногах: кто отвечает за ESG в крупнейших российских компаниях
  3. 3 11-классник из Москвы стал абсолютным победителем Международной Менделеевской олимпиады
  4. 4 Количество миллионеров в Москве выросло на 19% в 2017 году
  5. 5 Семь тезисов о том, почему 30-е место у Москвы в Глобальном инновационном индексе — это круто