На рынке экспресс-кредитования в торговых сетях сменился лидер

Расскажите друзьям

В пятерку лидеров вошли новые игроки - "Альфа-банк" и "Русфинанс банк"

За кризисный год рынок экспресс-кредитования в торговых сетях претерпел радикальные изменения. Новым лидером POS-кредитования стал " Хоум Кредит энд Финанс Банк" (ХКФ банк), сместив с первой строчки банк "Русский стандарт". Включились в борьбу и универсальные банки, которые активно отвоевывают долю рынка у традиционных лидеров экспресс-кредитования. О своих намерениях присоединиться к этому высокодоходному сегменту заявили "МДМ-банк" и даже известный своим консервативным подходом Сбербанк.

За кризисный 2009 год на рынке кредитования в торговых сетях (POS-кредитования) значительным образом изменилась расстановка сил. Согласно данным консалтинговой компании Frank Research Group, по состоянию на конец 3 квартала с долей рынка в  24,2% новым лидером в данном сегменте стал "ХКФ банк". Год назад, по итогам докризисного третьего квартала 2008 года, банк был вторым (21,5%). У занимавшего первое место "Русского стандарта" доля за год сократилась с 25,6% до 20,1%.

В 3 квартале прошлого года в пятерку лидеров входили также банк "Ренессанс Кредит" (12,1%), ОТП банк (10,3%) и ОАО АКБ "Росбанк" (7,1%).

За кризисный год из топ-5 выбыли два игрока - "Ренессанс Кредит" и "Росбанк". Первый из-за проблем с ликвидностью с октября 2008 года вообще прекратил выдачу кредитов на год, что привело к сокращению его доли в 25 раз до 0,5%. "Росбанк", который ранее наращивал кредитный POS-портфель за счет регионов, в кризис не стал значительным образом поддерживать это направление. В результате доля банка упала до 6,6%.

Этим не преминули воспользоваться другие игроки, в частности "Альфа-банк" и "Русфинанс банк".  По итогам третьего квартала 2009 года тройку лидеров на рынке POS-кредитования замыкает "Альфа-банк" с долей рынка 13,9%, за ним идут ОТП банк (12,8%) и "Русфинанс банк" (8,5%). Общий объем рынка POS-кредитования составляет сейчас, по оценкам Frank Research Group, 106 млрд рублей.

Примечательно, что если до кризиса тройку лидеров составляли специализированные банки - "Русский стандарт", "ХКФ банк" и "Ренессанс Кредит", то уже в первом полугодии расстановка сил в сегменте POS-кредитов существенно изменилась в пользу универсальных банков. Тогда в тройку вошли ОТП банк и "Русфинанс банк", потеснив "Русский стандарт" и "Ренессанс Кредит". К концу 3 квартала 2009 года ОТП банк и "Русфинанс банк" оттеснил вышедший на третью позицию универсальный "Альфа-банк".

"С начала года многие банки стали сворачивать POS-кредитование, и сложилась хорошая ситуация для наращивания доли,- пояснил "Коммерсанту" старший вице-президент "Альфа-банка" Андрей Сокольский.- Мы нарастили выдачу более чем в два раза по сравнению с докризисными временами".

Снижение конкуренции сыграло на руку ОТП банку и нынешнему лидеру "ХКФ банку", который сделал ставку на потребкредитование. Оба банка к тому же могли пользоваться поддержкой головных компаний (венгерской OTP и чешской PPF Group соответственно) и не испытывали таких проблем с ликвидностью как у "Ренессанса".

Надо заметить, что сами участники рынка оценивают свои доли рынка иначе. Например, в ОТП банк "Ъ" заявили, что их доля за год "выросла до 24%" (по данным Frank Research Group - до 12,8%), в "Альфа-банке" считают, что им с "Русским стандартом" принадлежит по 13,4%, а доля "ХКФ банка" гораздо выше - 39,4%. Это происходит из-за особенностей российской системы учета.  Банковская отчетность по международным стандартам (МСФО), на основе которой проводил расчеты Frank Research Group, позволяет более полно оценить размеры портфелей POS-кредитов.

Тем временем крупные универсальные банки проявляют все больший интерес к высокодоходному сегменту экспресс-кредитования в торговых сетях. В частности, в ноябре стало известно, что после завершения слияния с УРСА-банком на рынок POS-кредитования планирует выйти МДМ-банк. Предполагается, что банк начнет кредитовать в розничных сетях уже в следующем году.

Сектор привлекает банки, которые ранее не занимались этим видом услуг, своей высокой доходностью - ставки доходят до 70%. В условиях снижения спроса на долгосрочные кредиты POS-кредитование помогает быстро нарастить объемы кредитов. POS-кредитование настолько привлекательно, что даже консервативный Сбербанк сейчас рассматривает возможность заняться экспресс-кредитованием в торговых сетях.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Harvest
25 мая 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase