Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Найден самый древний образец эротического искусства

Архив rb.ru

Ученые нашли самое древнее изображение женщины, которое по нынешним меркам граничит с порнографией

Найден самый древний образец эротического искусства
Археологи нашли древнейший образец "пещерной" эротики, которому по меньшей мере 35 тысяч лет. Это статуэтка в виде женской фигуры всего 6 см в высоту, сделанная из кости мамонта. Это древнейший образец изобразительного искусства, относящийся к раннему палеолиту, и, как отмечают специалисты, по стандартам XXI века он может рассматриваться как нечто на грани порнографии.

В археологических раскопках на юге Германии ученые обнаружили древнейший образец изобразительного искусства. Статуэтка изображает женскую фигуру и составляет всего 6 см в высоту. Возраст костяной фигурки по меньшей мере 35 тысяч лет, пишет журнал Nature. Как отмечает издание, от времени цвет кости мамонта изменился, и фигурка стала красновато-коричневой.

Для определения возраста скульптуры автор открытия Николас Конард из Университета Тюбингена воспользовался радиоуглеродным анализом. Не все ученые согласны с ним по поводу точности определения дат, но вне зависимости от точного возраста "Венеры Полых скал" (так назвали ученые статуэтку по месту ее нахождения) она отражает, что художников давно интересуют определенные аспекты женских форм, говорит Конард. "Когда я показал ее одному из своих коллег, - рассказывает он, -  его реакцией было: "За 40 тысяч лет ничего не изменилось".

До сих пор наиболее древними произведениями изобразительного искусства считались женские костяные статуэтки - "Венеры палеолита", найденные в пещере Ла Граветт во Франции. Их возраст, по мнению ученых, составляет не больше 30 тысяч лет.

На грани порнографии

"Венера Полых скал" по меркам XXI века может рассматриваться как нечто на грани порнографии, пишет Пол Мелларз из Кембриджа, отмечая, что у фигурки сильно подчеркнуты груди, бедра и наружные половые органы, при этом руки, ноги и голова непропорционально малы. У "Венеры Полых скал" нет головы - вместо нее сделано кольцо: это позволяет предположить, что фигурку использовали в качестве кулона.

Николас Конард в интервью журналу Nature отметил, что у него нет сомнений относительно замысла автора: "Нет причин сомневаться, что изображение преувеличенной груди, подчеркнутых ягодиц и гениталий является результатом намеренного преувеличения сексуальности статуэтки".

Пол Мелларз в комментарии к статье в журнале добавляет, что "сексуальные символы в европейском и мировом искусстве имеют очень давнюю родословную".  

Венера Полых скал, утверждает Конард, кардинально изменила взгляды археологов на контекст и значение раннего палеолита. Мелларз говорит, что и для остальных образцов изобразительного искусства того периода характерна ярко выраженная сексуальность, приводя в качестве примера наскальные изображения женских половых органов на западе Франции и фаллические символы, сделанные из кости.

Мелларз говорит, что это открытие проливает свет на искусство и систему верований людей, живших в период Ориньяка, когда homo sapiens распространились по территории Европы. Для искусства того периода в целом характерны изображения животных или людей с чертами животных. В этой же пещере Полые скалы в 2003 году были обнаружены фигурка птицы, напоминающей утку, голова лошади и скульптурное изображение человека с головой льва и ярко выраженными мужскими половыми органами. Этим фигуркам, по мнению ученых, около 30 тысяч лет. Конард говорит, что "Венера" опровергает ранее доминировавшие научные взгляды, будто "в искусстве Ориньяка доминировали шаманистские изображения сильных и агрессивных животных".

По мнению Мелларза, открытие "Венеры" свидетельствует в пользу того, что "полноценное предметное изобразительное искусство в настоящее время представляется европейским феноменом, не имеющим подтвержденных аналогов возраста более 30 тысяч лет в Африке или других частях мира". По его мнению, это может иметь некоторое отношение к эволюции мозга современного человека.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 На гребне: как оседлать волну российского рынка креативных индустрий
  2. 2 На «Российской креативной неделе» обсудят образ будущего креативных индустрий
  3. 3 Музей русского импрессионизма и «Нетология» показали, кем могли бы быть сегодня известные художники
  4. 4 Арт-кластер «Таврида» открыл прием заявок в школу предметного дизайна
  5. 5 В Москве стартовал конкурс для молодых граффити-художников
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти