Не верьте книжным рейтингам

Расскажите друзьям
Зинаида
Зинаида

Издатели книжных бестселлеров любят козырять цифрами продаж. Но получить реальные цифры продаж книги в России практически не представляется возможным. RB.ru выяснил, как устроена система учета в книжной торговле.

 

Главным бестселлером года пока считается повесть Сергея Минаева "Media Sapiens", продукция издательства АСТ. В этой книге писатель разоблачает нечистоплотных журналистов. Минаев уже отчитался, за первые две недели продано 250 000 экземпляров книги.

 

На самом деле ни у Минаева, ни у его издателей нет физической возможности отслеживать количество проданных в рознице экземпляров. На книжном рынке, величину которого Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям оценивает в $2 млрд., издательства вынуждены работать почти вслепую. Крупнейшие книжные магазины столицы уже обзавелись онлайн-системами учета продаж, но зачастую не спешат делиться данными с производителями книг и оптовиками.

 

Что представляет собой такая система? Прямо с кассового аппарата информация о только что выбитой книге поступает на общий сервер магазина: название книги, автор, цена и дата реализации. К серверу имеют доступ топ-менеджеры магазина. Они могут в режиме реального времени отслеживать статистику продаж: по дням, неделям, месяцам.  

 

Некоторые магазины предоставляют издательствам свободный доступ к данным, касающихся их собственных книг. Издательство получает пароль, и его сотрудники могут войти в систему. Такой открытой политики придерживаются "Московский дом книги" (МДК) на Новом Арбате, магазины "Библио-глобус" и "Москва" на Тверской. Так что максимум, что может знать издательство: насколько хорошо продаются его книги у этих трех крупнейших ритейлеров.

 

Сети "Букбери" и "PиRОГИ", магазин "Молодая гвардия" и компания "Интернет-решение", которой принадлежит сайт Ozon.ru, информацию издателям не дают. "Мы не планируем организовывать онлайн-связь с издательствами, - говорит директор по маркетингу сети "Букбери" (оборот в 2006 году - $20 млн) Татьяна Каменева. - Мы предоставляем им информацию по электронной почте не реже одного раза в месяц". Примерно так поступают с поставщиками и в Ozon.ru. "При разработке  программного обеспечения мы даже не ставили задачи добавлять функцию доступа к базе сторонним организациям", - признался RB.ru руководитель отдела реализации Ozon.ru Алексей Кузьменко.

 

Издательствам, безусловно, выгодно держать руку на пульсе и получать оперативную информацию не только по собственным книгам, но и по продукции конкурентов. Но помимо программного обеспечения и желания магазинов работать открыто необходимо еще одно условие: обобщать информацию от ритейлеров должен авторитетный независимый игрок. В США, например, еженедельный книжный рейтинг по воскресеньям публикует газета "The New York Times". У нас за эту работу пока никто не взялся, так что просто не верьте цифрам, которые называют лукавые издатели.



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
FinCon
25 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase