Не верьте книжным рейтингам

Расскажите друзьям
Зинаида
Зинаида

Издатели книжных бестселлеров любят козырять цифрами продаж. Но получить реальные цифры продаж книги в России практически не представляется возможным. RB.ru выяснил, как устроена система учета в книжной торговле.

 

Главным бестселлером года пока считается повесть Сергея Минаева "Media Sapiens", продукция издательства АСТ. В этой книге писатель разоблачает нечистоплотных журналистов. Минаев уже отчитался, за первые две недели продано 250 000 экземпляров книги.

 

На самом деле ни у Минаева, ни у его издателей нет физической возможности отслеживать количество проданных в рознице экземпляров. На книжном рынке, величину которого Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям оценивает в $2 млрд., издательства вынуждены работать почти вслепую. Крупнейшие книжные магазины столицы уже обзавелись онлайн-системами учета продаж, но зачастую не спешат делиться данными с производителями книг и оптовиками.

 

Что представляет собой такая система? Прямо с кассового аппарата информация о только что выбитой книге поступает на общий сервер магазина: название книги, автор, цена и дата реализации. К серверу имеют доступ топ-менеджеры магазина. Они могут в режиме реального времени отслеживать статистику продаж: по дням, неделям, месяцам.  

 

Некоторые магазины предоставляют издательствам свободный доступ к данным, касающихся их собственных книг. Издательство получает пароль, и его сотрудники могут войти в систему. Такой открытой политики придерживаются "Московский дом книги" (МДК) на Новом Арбате, магазины "Библио-глобус" и "Москва" на Тверской. Так что максимум, что может знать издательство: насколько хорошо продаются его книги у этих трех крупнейших ритейлеров.

 

Сети "Букбери" и "PиRОГИ", магазин "Молодая гвардия" и компания "Интернет-решение", которой принадлежит сайт Ozon.ru, информацию издателям не дают. "Мы не планируем организовывать онлайн-связь с издательствами, - говорит директор по маркетингу сети "Букбери" (оборот в 2006 году - $20 млн) Татьяна Каменева. - Мы предоставляем им информацию по электронной почте не реже одного раза в месяц". Примерно так поступают с поставщиками и в Ozon.ru. "При разработке  программного обеспечения мы даже не ставили задачи добавлять функцию доступа к базе сторонним организациям", - признался RB.ru руководитель отдела реализации Ozon.ru Алексей Кузьменко.

 

Издательствам, безусловно, выгодно держать руку на пульсе и получать оперативную информацию не только по собственным книгам, но и по продукции конкурентов. Но помимо программного обеспечения и желания магазинов работать открыто необходимо еще одно условие: обобщать информацию от ритейлеров должен авторитетный независимый игрок. В США, например, еженедельный книжный рейтинг по воскресеньям публикует газета "The New York Times". У нас за эту работу пока никто не взялся, так что просто не верьте цифрам, которые называют лукавые издатели.



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase