Не верьте книжным рейтингам
Издатели книжных бестселлеров любят козырять цифрами продаж. Но получить реальные цифры продаж книги в России практически не представляется возможным. RB.ru выяснил, как устроена система учета в книжной торговле.
Главным бестселлером года пока считается повесть Сергея Минаева "Media Sapiens", продукция издательства АСТ. В этой книге писатель разоблачает нечистоплотных журналистов. Минаев уже отчитался, за первые две недели продано 250 000 экземпляров книги.
На самом деле ни у Минаева, ни у его издателей нет физической возможности отслеживать количество проданных в рознице экземпляров. На книжном рынке, величину которого Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям оценивает в $2 млрд., издательства вынуждены работать почти вслепую. Крупнейшие книжные магазины столицы уже обзавелись онлайн-системами учета продаж, но зачастую не спешат делиться данными с производителями книг и оптовиками.
Что представляет собой такая система? Прямо с кассового аппарата информация о только что выбитой книге поступает на общий сервер магазина: название книги, автор, цена и дата реализации. К серверу имеют доступ топ-менеджеры магазина. Они могут в режиме реального времени отслеживать статистику продаж: по дням, неделям, месяцам.
Некоторые магазины предоставляют издательствам свободный доступ к данным, касающихся их собственных книг. Издательство получает пароль, и его сотрудники могут войти в систему. Такой открытой политики придерживаются "Московский дом книги" (МДК) на Новом Арбате, магазины "Библио-глобус" и "Москва" на Тверской. Так что максимум, что может знать издательство: насколько хорошо продаются его книги у этих трех крупнейших ритейлеров.
Сети "Букбери" и "PиRОГИ", магазин "Молодая гвардия" и компания "Интернет-решение", которой принадлежит сайт Ozon.ru, информацию издателям не дают. "Мы не планируем организовывать онлайн-связь с издательствами, - говорит директор по маркетингу сети "Букбери" (оборот в 2006 году - $20 млн) Татьяна Каменева. - Мы предоставляем им информацию по электронной почте не реже одного раза в месяц". Примерно так поступают с поставщиками и в Ozon.ru. "При разработке программного обеспечения мы даже не ставили задачи добавлять функцию доступа к базе сторонним организациям", - признался RB.ru руководитель отдела реализации Ozon.ru Алексей Кузьменко.
Издательствам, безусловно, выгодно держать руку на пульсе и получать оперативную информацию не только по собственным книгам, но и по продукции конкурентов. Но помимо программного обеспечения и желания магазинов работать открыто необходимо еще одно условие: обобщать информацию от ритейлеров должен авторитетный независимый игрок. В США, например, еженедельный книжный рейтинг по воскресеньям публикует газета "The New York Times". У нас за эту работу пока никто не взялся, так что просто не верьте цифрам, которые называют лукавые издатели.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Лучшие сервисы для владельцев пунктов выдачи заказов
- 2 RB CHOICE — 100 перспективных российских компаний
- 3 Рейтинг перформанс-агентств от Digital Marketing Club Russia: что происходило на рынке в 2021
- 4 Консалтинг для среднего бизнеса: выбираем подходящие компании
- 5 30 самых успешных предпринимателей в доставке
ВОЗМОЖНОСТИ
24 апреля 2024
25 апреля 2024
26 апреля 2024
29 апреля 2024