Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Не выходя из офиса

Архив rb.ru

"Университет Би Лайн" не входит ни в один рейтинг.

Не выходя из офиса

"Университет Би Лайн" не входит ни в один рейтинг. Его дипломы котируются лишь в одной компании. Тем не менее от желающих учиться отбоя нет: конкурс примерно три человека на место - чтобы стать студентами университета, сотрудники компании "ВымпелКом" (торговая марка "Би Лайн") должны успешно пройти собеседование и психологическое тестирование. Нельзя сказать, что, создав этот университет, "ВымпелКом" открыл Америку: собственные корпоративные университеты есть и в других больших компаниях - Coca-Cola, General Electric, Motorola и др. Прецедент интересен тем, что это первый корпоративный университет, открытый отечественной компанией (в силу понятных причин в расчет не берутся учебные заведения, которые создавались при заводах в советские времена).

"Я не знаю российских компаний, которые имели бы корпоративные университеты и обучали в них своих сотрудников. У некоторых есть внутренние тренинг-менеджеры, отделы обучения персонала, но не университеты", - говорит Андрей Родионов, директор по обучению тренинговой компании Sales Training International. С ним согласен и Сергей Носов, директор департамента консультирования компании "Бизнес Консалтинг Груп" (БКГ): "Да, в западных компаниях корпоративные университеты существуют, но среди российских фирм помимо "ВымпелКома" я других примеров не знаю".

Сегодня в "Университете Би Лайн" учатся 45 из 1600 сотрудников "ВымпелКома". Они посещают лекции, сдают контрольные работы и экзамены, а в конце года их ждет защита дипломов и выпускной бал. "Почему мы отказались от идеи направить их в какую-нибудь бизнес-школу и получить МВА? - говорит Марина Олешек, директор по работе с персоналом компании "ВымпелКом". - Во-первых, потому, что на получение российского МВА в среднем уходит два года, а во-вторых, ни один МВА не даст возможности преломления образования на ситуацию в компании. В-третьих, [у нас] студенты учатся в удобное для них время". Причем экономятся не только время, но и деньги. "Нам это обходится примерно в пять раз дешевле, чем если бы сотрудники получали бизнес-образование на стороне", - добавляет она.

В год "ВымпелКом" тратит на "Университет Би Лайн" примерно $50 000. "Сейчас многие руководители жалуются на то, что деньги, затраченные на МВА, а также всевозможные внешние тренинги, не окупаются. Это происходит потому, что многие виды внешнего образования не коррелируют с задачами компании", - говорит Мария Макарушкина, консультант компании RHR International/Экопси. В данном случае увязывание нужд компании с программой обучения стало ключевым принципом при формировании университета. Компания сформулировала для себя стратегические задачи, и для их решения готовит людей. "Появились новые требования к персоналу, и, как следствие, стало ясно, что нам не хватает грамотных менеджеров среднего звена, а на рынке квалифицированных менеджеров-сотовиков не так уж много", - говорит Олешек.

Идея создания корпоративного учебного заведения зародилась в 1998 г. Инициатива принадлежала Станиславу Шекшне, который в то время занимал должность первого заместителя генерального директора "ВымпелКома". Первые студенты, топ-менеджеры компании, восемь месяцев учились, повышая квалификацию в управленческой деятельности и смежных областях. С тех пор "Университет Би Лайн" довольно сильно изменился, стал больше походить на высшее учебное заведение. Студенты отбираются по конкурсу, у них есть зачетки, они сдают экзамены. Занятия проходят 2 - 3 раза в неделю в вечернее время прямо в офисе компании. Преподают педагоги из Финансовой академии, МИРБИСа, Института менеджмента Санкт-Петербурга и других российских бизнес-школ. Некоторые лекции читают руководители "ВымпелКома". Программа обучения включает лекции по финансам, менеджменту, маркетингу, управлению персоналом, коммуникациям и т. д. На второй поток обучения в "Университете Би Лайн" из примерно 130 кандидатов были отобраны лишь 45 сотрудников, которых поделили на две группы: на тех, кто имел хотя бы минимальный управленческий опыт, и тех, кто вовсе его не имел. Среди студентов оказались и начальники отделов, и секретари.

По словам Марины Олешек, определяющие качества при отборе - это потенциал человека и его желание учиться. Кандидатуры предлагает дирекция по работе с персоналом, а также руководители служб, знающие способности своих подопечных. "Нам удалось максимально приблизить образовательный процесс к нуждам компании. Все кейсы - это кейсы "ВымпелКома", деловые игры построены с учетом специфики компании. Дипломы, которые пишут студенты, узкоспецифичны. Каждый диплом - это актуальная тема для компании", - добавляет Олешек. Топ-менеджеры "ВымпелКома" руководят подготовкой дипломных работ. Причем студенты сами выбирают и темы дипломов, и кураторов. "По себе я ощущаю, что мне это обучение очень полезно, - говорит Михаил Умаров, пресс-секретарь "ВымпелКома" и студент "Университета Би Лайн". - Например, финансовая отчетность в нашей компании очень сложная, а мне надо с ней работать и понимать ее. Раньше меня это приводило в шок, а сейчас - нет". По словам Марины Олешек, преимущества такой формы обучения не ограничиваются повышением образовательного уровня сотрудников. В больших компаниях коммуникации между подразделениями - это всегда большая проблема. Благодаря тому, что в университете учатся сотрудники разных подразделений, проблема коммуникации отчасти решается. Перед началом обучения для будущих студентов был проведен психологический тренинг "на срабатываемость команды". Создавая университет, в "ВымпелКоме" не ставили целью таким образом влиять на текучесть кадров (в год лишь менее 1% сотрудников покидают компанию по собственной инициативе), тем не менее университет позволяет удерживать нужных сотрудников. "У нас был случай, когда человек говорил, что хочет уволиться и останется в компании только в том случае, если будет учиться в университете", - говорит Олешек. В начале следующего года в "ВымпелКоме" планируется очередной набор студентов в "Университет Би Лайн". "Динамика развития отрасли, в которой мы работаем, и конкурентная борьба заставляют нас не идти, а бежать. Для того чтобы человеку соответствовать задачам, поставленным перед компанией, нужно постоянно что-то добирать [в профессии]", - говорит Олешек.

Юлия Фалькевич

Опубликовано в газете "Ведомости" 7 августа 2005 года

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Где моя Sega: 8 забытых брендов электроники
  2. 2 Цифры дня. Недовольные клиенты подали иск на Motorola
  3. 3 Отслеживание поставок в Coca-Cola, рост зарплат и новые единороги: блокчейн-дайджест
  4. 4 Видео: мужчины из «Сбербанка», «Билайна», Coca-Cola, Tetra Pak и Sanofi поют для женщин