Архив rb.ru

Нежелание китайцев покупать машины угрожает бизнесу западных компаний

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Один из самых перспективных автомобильных рынков неожиданно для всех сбавил обороты

Нежелание китайцев покупать машины угрожает бизнесу западных компаний
Присоединиться
Темпы роста объемов продаж автомобилей в Китае начали замедляться. Такая ситуация на одном из самых быстрорастущих рынков стала полной неожиданностью. Эксперты прогнозируют снижение темпов роста в этом году в два раза до 10%. Если пессимистический прогноз оправдается, это станет ударом для многих мировых автопроизводителей, в частности для General Motors.

Последние несколько лет основной рост автомобильного рынка приходится на четыре страны с быстроразвивающейся экономикой: Бразилию, Россию, Индию и Китай (страны БРИК).

В течение последних трех лет, автомобильный рынок Поднебесья рос не меньше чем на 20% в год. В прошлом году он стал вторым по величине рынком в мире после американского. Китай является одним из тех немногих рынков, где продажи автомобилей General Motors и других глобальных игроков, продолжали увеличиваться двузначными цифрами. На фоне снижения объемов реализации машин в США и на европейских рынках, Китай для многих стал настоящим "оазисом".

Однако в этом году наблюдается неожиданно резкое замедление темпов роста продаж. В июле впервые за два года объемы продаж машин выросли не на двузначную цифру, а всего на 6,79%. Этот самый низкий прирост продаж с 2003 года. На рынке скопились рекордные 170 тыс. нераспроданных автомобилей (данные J.D. Power and Associates).

Снижение продаж можно было предсказать: китайский автопром с самого начала года чувствовал себя неважно. В первом полугодии 2008 года продажи машин уже росли ниже 20%, чему отчасти способствовали стихийные бедствия. Напомним, что 12 мая китайская провинция Сычуань содрогнулась от землетрясения, которое унесло жизни более 50 тыс. человек и привело к убыткам почти на $10 млрд. Стихия нарушила деятельность более 14 тыс. предприятий, а ущерб для всей экономики оценивается в 0,27% ВВП страны.

Последствия землетрясения


Однако "рост рынка замедлился сильнее, чем мы ожидали", - говорит директор J.D. Power Asia Pacific Forecasting Джон Боннелл (John Bonnell). J.D. Power and Associates пришлось пересмотреть прогнозы продаж на 2008 год в сторону снижения. В начале года речь шла о росте около 15% или около 6,2 млн транспортных средств. Сейчас, исходя из наметившейся тенденции, прогноз снизился до 5,95 млн штук.

Китайцев пугает неожиданный рост цен на бензин

Основной причиной июльского замедления темпов роста автомобильного рынка эксперты считают неожиданное повышение внутренних цен на топливо. В конце июня Государственная комиссия реформ и КНР велела повысить цены на нефтепродукты с 20 июня текущего года. Стоимость бензина увеличилась на 17%, дизельного топлива - на 18% (авиационного керосина - на 25%).

Последний раз китайские власти прибегали к экстренным мерам в ноябре прошлого года. Тогда они увеличили стоимость топлива на 10%. Повышая цены, чиновники надеются решить проблему дефицита топлива. Рост цен на нефть на мировых рынках привел к тому, что нефтеперерабатывающая отрасль Китая снова стала работать в убыток. Китайские НПЗ начали сокращать объемы производства, и на рынке образовался дефицит.



Аналитик ABN AMRO TEDA Fund Management Чэнь Цяонин утверждает, что для китайского населения июньское решение властей оказалось неожиданным. И хотя китайские цены на топливо еще очень далеки от мировых, покупатели испугались неизвестности дальнейшего развития ситуации.

Его слова подтверждают данные исследования J.D. Power и интернет-портала Sina.com. Согласно ему, после приказа "сверху" повысить цены на бензин от планов купить автомобиль отказались сразу 26% китайцев. Исходя из этих данных, J.D. Power прогнозирует, что до 2012 году китайский рынок будет расти не более чем на 10-11% в год, или даже еще хуже.

А ведь для большинства, китайский рынок - один из самых важных. Для Nissan, к примеру - это третий по приоритету рынок после американского и японского. GM ранее заявлял, что Китай должен стать главным рынком сбыта вместо США. Поднебесная была для производителей одним из возможных путей компенсировать убытки от падения продаж в Северной Америке.

Правда, некоторые китайские автокомпании не желают разделять пессимистических настроений запада. Третий по величине в Китае автоконцерн Dongfeng уверен, что местный рынок будет продолжать расти в ближайшее время значительно выше 10%. С ним соглашается и другой производитель из Поднебесной - Chery. В компании ссылаются на большой потенциал роста, имеющийся в регионах страны.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 В Китае стартовали продажи первого электромобиля Xiaomi
  2. 2 Поездки на «Яндекс Такси» станут бесплатными при массовых эвакуациях
  3. 3 «Делимобиль» начнет работать в Сочи
  4. 4 «Тинькофф» запустил лизинговую платформу
  5. 5 Китайские автомобили. Как будет работать параллельный импорт после 1 апреля 2024 года?