Нет смысла просить больше

Расскажите друзьям

Каждая компания сталкивается с задачей правильного распределения ограниченных ресурсов

Например, денег, времени и сил своих сотрудников. На первый взгляд может показаться, что она не имеет разумного решения. В реальной жизни слишком многое определяется личными отношениями, «политической» целесообразностью и другими неформальными соображениями. Но в условиях жесткой рыночной конкуренции эффективность распределения ресурсов приобретает огромное значение.

Жертвовать частью прибыли ради гармонии межличностных отношений можно лишь до определенного предела. Рано или поздно каждому руководителю приходится задумываться о принципах оптимального распределения ресурсов.

Уточним задачу. Пусть компания обладает ограниченными ресурсами - финансами, сырьем, временем, персоналом и даже вниманием руководства, которые должны быть распределены между несколькими исполнителями. Назовем оптимальным такое распределение ресурсов, при котором суммарная эффективность всех исполнителей максимальна. Предположим, что исполнители заранее подают заявки на ресурсы и на их основе руководитель принимает решение о распределении. Но у него, как правило, нет возможности досконально проверить обоснованность заявок. Точнее говоря, менеджеру неизвестна зависимость эффективности работы исполнителя от объема полученных им ресурсов. Нельзя исключать, что некоторые заявки завышены и не отражают истинного положения дел.

Чтобы решение было обоснованным, а распределение - оптимальным, руководителю крайне важно получать достоверную информацию. И такие механизмы есть. Все дело в принципах распределения. Вспомним простой пример из детства. Предположим, дети за праздничным столом договорились о правиле «кто режет, тот первым берет кусок». Конечно же, в этом случае ни о какой справедливости не может быть и речи. Если же изменить правило на «кто режет, тот последним берет кусок», то задачу смело можно поручать практически любому ребенку. Скорее всего, торт будет разрезан на идеальные куски.

Мы утверждаем, что практически всегда можно сконструировать такой механизм распределения, который сведет вероятность манипулирования к минимуму. В качестве примера рассмотрим простейший случай, когда исполнителей всего два. Пусть весь ресурс условно равен единице. Каждому исполнителю ставится условие - запрашивать у менеджера такую долю ресурса (число в диапазоне от нуля до единицы), которая обеспечит этому исполнителю максимальную эффективность.

Технология распределения состоит из двух шагов. На первом шаге заявки исполнителей корректируются менеджером по следующим правилам:

1) если оба исполнителя запросили более половины ресурса каждый, то заявка каждого превращается менеджером в единицу (как обрабатываются заявки, будет понятно на втором шаге);

2) если один исполнитель запросил меньше половины ресурса или ровно половину, а второй - больше половины и при этом сумма заявок превышает ресурс, то менеджер превращает заявку второго в единицу, а первого в число, равное величине его заявки, деленной на результат вычитания величины заявки из единицы;

3) если сумма заявок обоих исполнителей не превышает размер ресурса, то величины заявок остаются неизменными (не корректируются менеджером).

На втором шаге выполняется собственно распределение ресурса по следующей формуле. Каждый исполнитель получает такую долю ресурса, которая равна частному от деления его скорректированной на первом шаге заявки на сумму скорректированных заявок.

Если тщательно проанализировать описанный механизм, то становится ясно, что он заставляет каждого исполнителя сообщать в заявке оптимальное для него количество ресурса. То есть искажение информации ему ничего не дает. При этом предполагается, что если при сообщении достоверной информации и ее искажении исполнитель получает одно и то же количество ресурса, то он предпочитает сообщать правду.

Разумеется, описанный механизм распределения можно распространить на произвольное количество исполнителей. Мы рассмотрели простейший случай. В практике встречаются различные, более сложные схемы распределения. Например, можно усложнить задачу путем введения приоритетов исполнителей. Или предусмотреть его работу в децентрализованной организации. Важно лишь помнить, что вполне можно построить такой механизм распределения, при котором сотрудникам будет невыгодно просить больше.

Павел Горский



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase