Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

"Невский экспресс" подорвался на растяжке

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

26 человек погибли, судьба двоих пассажиров остается неизвестной

"Невский экспресс" подорвался на растяжке
Фирменный поезд "Невский экспресс", следовавший из Москвы в Санкт-Петербург,  был подорван в пятницу, 27 ноября.  В результате 26 человек погибли, около 100 получили ранения различной степени тяжести, а еще двое пропали без вести. Тела погибших в результате катастрофы доставлены в Москву и Санкт-Петербург. Уже установлен тип устройства, которое использовалось при подрыве состава.

Крушение поезда "Невский экспресс" сообщением Москва-Петербург, в котором находился 681 человек, произошло в 21.34 мск пятницы, 27 ноября, на перегоне Алешинка - Угловка на границе Тверской и Новгородской областей. В результате подрыва с рельсов сошли четыре последних вагона поезда. Особенно сильные повреждения получили два последних вагона, которые, слетев с рельсов, кувыркались по насыпи несколько сотен метров.

Свидетельства очевидцев

"Я сидела и читала, когда вдруг раздался непонятный глухой удар,- рассказала "Коммерсанту" одна из пассажирок поезда. - Было ощущение, что мы ехали по шпалам. Нашему вагону повезло - он не перевернулся, поэтому серьезно пострадавших среди нас не было. По вагону забегали проводники, однако понять, что происходит, было невозможно. Проводники спрашивали врачей, началась эвакуация... Свое место я уступила женщине, у которой был травмирован позвоночник..."

"Мы побежали и довольно далеко, метров через 500, увидели вагон, лежащий на путях на боку, а на дороге - обломки вагона, оставшегося в сцепке, - рассказывает протоиерей Александр Степанов, один из пассажиров поезда, на сайте Taday.ru. -  Вокруг люди - кто ползает, кто ходит... Темнота непроглядная. Меня потрясло, что крыша вагона была собрана гармошкой, как будто он на крыше по шпалам ехал.  Еще метров через 200 - 300 лежал самый ужасный последний вагон. Он не был перевернут, но стоял без колес. Колеса, пружины, сорванные провода были разбросаны вокруг. Мы об них спотыкались, я несколько раз упал. Потом в интернете писали, что вагоны улетели, но это не так. Их сбросили уже потом, в ходе ремонтных работ. Оторвавшиеся вагоны стояли на путях, но без колес. Потом я увидел лежащего человека, бросился к нему, хотел помочь, а он оказался мертвым с внутренностями наружу. Дальше на путях лежало еще три или четыре трупа. И это в полной темноте, лес вокруг".

Еще один рассказ очевидца крушения "Невского экспресса" читайте в нашем доп.материале

25 человек погибли

Из-за того, что крушение произошло довольно далеко от населенного пункта, помощь пришла только через полтора-два часа. За это время умерли три человека, а пассажиры уже провели самоэвакуацию и, как смогли, оказали друг другу первую помощь. В масштабной спасательной операции были задействованы вертолеты, санитарные поезда, десятки скорых и спецавтомобилей.

В числе погибших оказались бывший сенатор, глава Росавтодора Сергей Тарасов и руководитель Росрезерва Борис Евстратиков. Всего погибли 25 человек, около 100 получили ранения. Ранее сообщалось, что судьба четырех человек до сих пор остается неизвестной, однако днем два человека были обнаружены. Еще одна женщина скончалась вчера в больнице. Таким образом, общее количество жертв на сегодняшний день составляет 26 человек. Тела погибших в результате катастрофы бортами МЧС доставлены в Москву и Санкт-Петербург.

Полный список пострадавших при крушении "Невского экспресса" можно посмотреть в нашем доп.материале.

Траур объявляться не будет, говорит "Ведомостям" чиновник, близкий к администрации президента: есть негласное правило, по которому траур объявляется, когда погибло более 100 человек. Но федеральным каналам рекомендовано снять развлекательные передачи в воскресенье и понедельник, в день похорон жертв теракта.



Основная версия трагедии - теракт

Теракт вызвал настоящий транспортный коллапс: на пути застряли 60 поездов с 27-ю тысячами пассажиров. Сейчас движение на взорванном участке восстановлено, но поезда до сих пор следуют с опозданием.

Причиной трагедии, по данным ФСБ, стал взрыв самодельного взрывного устройства. Возбуждено уголовное дело по статьям 205 ("Теракт") и 222 ("Незаконный оборот оружия") УК РФ. Когда в субботу утром на место катастрофы прибыл председатель следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин, прогремел второй взрыв. По свидетельству очевидцев, пишет "Коммерсант", с Бастрыкина, одетого в камуфляж, взрывной волной сорвало кепи, а сопровождавших его лиц посекло гравием. Заряд был безоболочным, менее мощным, да и по какой-то причине сработал не весь, что и спасло руководителей следственных органов.

Эксперты уже установили тип первого взрывного устройства, мощность которого оценили в 5-7 кг в тротиловом эквиваленте. Взрывчатая смесь была не однородной, а, как говорят специалисты, комбинированной. Экспресс-анализ показал, что в ее состав, по предварительным данным, входил пластит, тротил и аммиачная селитра (именно селитра вызвала вспышку, о которой потом говорили пассажиры подорванного поезда). Всю эту массу, упакованную в полиэтиленовый пакет, террористы закопали под правым по ходу движения поезда рельсом железной дороги. По некоторым данным, в действие устройство приводилось без непосредственного участия самих подрывников, а с помощью тросика, натянутого над рельсами. Как полагают взрывотехники, локомотив своим защитным устройством, так называемым метельником, зацепив тросик, вырвал с его помощью кольцо из детонатора, вызвав подрыв бомбы.

Кто за этим стоит

Эксперты отмечают, что сам способ исполнения теракта свидетельствует, что его совершили люди, прошедшие спецподготовку и имеющие опыт боевых действий. Так называемый метод двойного подрыва в последнее время стал фирменным знаком террористов, действующих на Северном Кавказе, отмечают специалисты.

Один из лидеров российской националистической организации "Славянский союз" Дмитрий Демушкин считает, что никакие националистические группировки не причастны к крушению поезда "Невский экспресс". По его словам, "в националистических кругах произошедшее резко осудили". "Это самая неудобная цель, которую только можно было придумать. Более "русского" поезда придумать просто сложно", - добавил Демушкин (цитата по "Интерфаксу").

Между тем правоохранительные органы в первую очередь проверяют на причастность к подрыву поезда участников незаконных вооруженных формирований.

В настоящее время сотрудники правоохранительных органов Новгородской области ищут мужчину и женщину на серебристых "Жигулях". Как сообщил в понедельник РИА Новости источник в правоохранительных органах региона, ведется розыск мужчины в возрасте около 30 лет и женщины в светлой куртке, которые могли передвигаться на автомобиле ВАЗ-2109 серебристого цвета. Они могут разыскиваться как в качестве причастных к теракту, так и в качестве свидетелей, обладающих информацией по делу, сказал источник.

Террористы провели "работу над ошибками"

Напомним, что аналогичный теракт был совершен 13 августа 2007 года. Тогда в результате подрыва железнодорожных путей на пути "Невского экспресса", приведшего к аварии поезда, никто не погиб, однако 19 человек были госпитализированы. В августе 2008 года по данному уголовному делу был объявлен в розыск Павел Косолапов (бывший российский военнослужащий, перешедший на сторону бандформирований), которого следствие подозревает в организации и исполнении теракта.

Сейчас у следствия нет данных о возможной причастности Косолапова к данному теракту. "Какими-либо определенными данным о причастности конкретных лиц, в том числе и Косолапова, к теракту на железной дороге в минувшую пятницу мы не располагаем", - сообщил "Интерфаксу" в воскресенье источник в правоохранительных органах. Между тем, источник "Коммерсанта", близкий к расследованию, отметил, что если этот и предыдущий подрыв "Невского экспресса" совершили одни и те же люди, то они как следует поработали над "ошибками": усилили заряд взрывчатки и выбрали участок, где поезд двигается с большой скоростью, что гарантирует сход вагонов с пути, в случае его разрушения".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter