Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Норвежцы хотят построить суперверфь в Приморске

Архив rb.ru
Николай

Николай

Норвежская Aker Yards намерена принять участие в проекте строительства суперверфи ценой в $1 млрд

Норвежцы хотят построить суперверфь в Приморске
Норвежская судостроительная компания Aker Yards хочет принять участие в проекте строительства суперверфи в Ленинградской области. Кто будет реализовывать этот проект, пока неизвестно, однако норвежцы уже начали переговоры с двумя отечественными компаниями, которые претендуют на право построить первую суперверфь в России.

Сейчас российские верфи не могут строить суда водоизмещением свыше 70 тыс. т и шириной более 36 м. Например, для нефтяных танкеров дедвейт 60 тыс. т - это верхняя граница самого маленького класса. В то же время на многих международных маршрутах используются огромные суда дедвейтом от 80 до 160 тыс. т и даже супертанкеры с водоизмещением более 320 тыс. т.

Суперверфь

В начале 2007 г. Минпромэнерго начало собирать от российских судостроителей заявки на проекты строительства в России судоверфей, способных строить крупнотоннажные гражданские суда дедвейтом 100-150 тыс. т и морских платформ для работы на шельфе. После отбора лучших будут определены проекты и их исполнители, которые получат бюджетную поддержку в рамках частно-государственного партнерства.

В Северо-западном регионе на поддержку государства и право построить первую суперверфь претендуют несколько участников. По мнению экспертов, вероятнее всего, победителем станет Выборгский судостроительный завод (ВСЗ), который контролируется предпринимателями, близкими к акционерам банка "Россия", который, в свою очередь, принадлежит близкому другу Владимира Путина Юрию Ковальчуку.

ВСЗ предлагает с нуля построить суперверфь рядом с Приморском. Весь проект оценивается в $1 млрд. При этом ВСЗ уже даже заключил предварительные соглашения о строительстве морских буровых платформ для "Газпрома" и судов для перевозки сжиженного газа и танкеров-химовозов для "Совкомфлота". Построить эти суда ВСЗ сможет только на новой верфи.

Впрочем, у ВСЗ есть и конкуренты: "Северная верфь", которая хочет на своих мощностях построить новый большой сухой док, и компания "Сумма капитал", контролируемая Зиявудином Магомедовым. "Сумма" вместе с "Газпром нефтью" владеет тремя стивидорными компаниями порта Приморск, а также контролирует компанию, которая является девелопером территории, прилегающей к порту Приморска.

Супернорвежцы

Пока победитель не выбран. Однако иностранные компании, без которых построить такой сложной проект вряд ли удастся, уже готовы предложить свои услуги претендентам. Как пишет газета "Коммерсантъ", одна из крупнейших в мире судостроительных компаний, норвежская Aker Yards, уже начала переговоры с ВСЗ и "Суммой".

Андрей Бурлаков, возглавляющий партнерскую компанию Aker в России - FLC West, рекламирует предложение норвежцев: "Aker владеет технологиями по проектированию и строительству верфей такого класса, около двух лет назад норвежцы завершили строительство аналогичной верфи в Бразилии". По словам Бурлакова, компании хотели бы получить в новом проекте пакет акций от 25% плюс одна до 50% минус одна.

Aker Yards ASA владеет 18 судоверфями в Финляндии, Германии, Франции, Румынии, Бразилии, Вьетнаме и Норвегии. В конце марта Aker объявила о продаже большей части дивизиона транспортного судостроения компании FLC West, которая является дочерней структурой российской лизинговой компании ФЛК.

Как утверждает глава FLC West, переговоры с "Суммой" начались позже по времени, чем общение с ВСЗ, но зато продвинулись значительно дальше. Однако, кого Минпромэнерго в результате выберет исполнителем проекта, неизвестно. Крупным козырем ВСЗ является то, что у компании уже есть большой пакет заказов. Зато "Сумма Капитал" уже предложила войти в проект Объединенной судостроительной корпорации.

С другой стороны - за каждым из претендентов стоят значительные лоббисты. У ВСЗ - это банк "России" и "друзья Путина", у "Суммы" - это участие "Газпром нефти". В результате, как пишет газета "Коммерсантъ" со ссылкой на экспертов, выбор Минпромэнерго будет основан не на преимуществах конкурирующих проектов, а на лоббистском потенциале сторон.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter