Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Новый бизнес-тренд "совместное потребление" набирает обороты

Архив rb.ru
Мария Грибцова

Автор издания RB (Архив)

Мария Грибцова

Стартапы в этой области привлекают много завидных инвесторов, в том числе из России

Новый бизнес-тренд "совместное потребление" набирает обороты

За рубежом появляется все больше стартапов, которые основываются на "апгрейде" старой идеи обмена. Новый бизнес-тренд был озвучен в прошлом году на конференции TED, главной миссией которой является распространение уникальных идей. А интернет уже активно взял идею в оборот: помогая людям занимать или арендовать на время некоторые вещи друг у друга, оказывается, можно неплохо заработать.


"Молодая" бизнес-модель, представленная в прошлом году, носит название "совместное потребление", пишет The Wall Street Journal. Основываясь на этой концепции, компании формируют площадки в интернете, на которых собирают людей, желающих поделиться своим имуществом или сдать что-либо в аренду, взимая с пользователей небольшую плату за каждую сделку.


Похожие локальные стартапы появились еще в 2008 году, людям очень пришлась по вкусу возможность обмена товарами, такими как автомобили, детская одежда, или услугами, например, помощь в доставке мебели.

Точно неизвестно, какое именно количество проектов сейчас сосредоточено на этой идее, но хорошим знаком можно считать то, что всего за три года несколько компаний, основанных на концепции "совместного потребления", получили высокие оценки и прилив венчурного капитала.

Наиболее ярким примером является компания из Сан-Франциско Airbnb Inc, основанная в 2008 году. Фактически это единый сервис аренды жилья в "частном секторе" по всему миру.

 

У "совместного потребления" есть российские инвесторы


На сайте компании путешественники могут взять в аренду спальное место в домах других людей, цены устанавливают сами пользователи, но с каждой сделки Airbnb имеет свои  10%.   Как пишет TechCrunch, в прошлом году рост интернет-сервиса Airbnb.com составил 800%. Такой бурный рост не остался незамеченным. В июле консорциум инвесторов вложил в ресурс $112 млн, а оценка всего сервиса составила $ 1,3 млрд. Одним из инвесторов, кстати, стал инвестиционный фонд Юрия Мильнера и Алишера Усманова DST Global, которому принадлежат активы наиболее перспективных интернет-компаний мира.


Предприниматели заявляют, что успех Airbnb подготовил почву для других проектов, основанных на "совместном потреблении". Среди них Zipcar и RelayRides, позволяющие людям сдавать в аренду собственные автомобили, а также TaskRabbit, предлагающая такие услуги, как помощь в переезде или доставку в аэропорт.

В интервью WSJ юрист Fenwick & West Сэм Ангус, который представляет интересы стартаперов, в том числе Airbnb и RelayRides, отметил ключевое преимущество бизнес-модели "совместного потребления". Такие стартапы, как правило, не имеют дело с затратами на физические товары или трудовые затраты на предоставление услуг, а используют средства физических лиц, попросту зарабатывая на них, говорит Ангус.

Прибыльная философия


Тем не менее, некоторые руководители подобных проектов признают, что в этом бизнесе тоже есть свои подводные камни. Airbnb в этом году был втянут в неприятную полемику после того, как один клиент, сдавший в аренду свой дом через сайт, нашел его впоследствии разграбленным.

"Совместное потребление построено на идее свободного доступа к товару или услуге, что является более эффективным, нежели непосредственное владение. Airbnb является ярким примером этой философии", - приводит цитату пресс-секретаря Эмили Йофрион WSJ. Она добавила, что Airbnb реализовал 40 функций обеспечения безопасности, чтобы защитить своих пользователей.

Многие сайты "совместного потребления" находятся все еще на стадии стартапа. RelayRides была основана в 2010 году с тем, чтобы люди могли делиться своими автомобилями с другими, получая за это деньги. Компания устанавливает в автомобили технологию, которая позволяет пользователям открывать двери транспортных средств при помощи членской карточки. Аренда автомобиля стоит от $6,50 до $15 в час, в настоящее время компания располагает парком из 150 автомобилей и клиентской базой из 3000 человек.

В среду компания General Motors заявила, что в скором времени будет инвестировать в RelayRides.

 

eBay на рынке труда


Сервер обмена услугами TaskRabbit создан для продажи бытовых услуг по средней цене.

На данный момент компания имеет 1 500 исполнителей в Сан-Франциско, Бостоне, Лос-Анджелесе и округе Ориндж, выполняющих около 3 000 поручений в месяц: все - от сборки мебели до прогулок с собакой. Это что-то вроде eBay на реальном рынке труда. Пользователи, размещают задание и указывают максимальную, невидимую, сумму, которую готовы заплатить за его выполнение. Исполнители участвуют в аукционе за право выполнить задание, предлагая минимальную цену, которая их устроит.

Компания начисляет пользователям 15% от суммы взноса. TaskRabbit уже собрала $ 7 млн ​​в венчурный капитал.

 

В России - безвозмездное "совместное потребление"

Подобные проекты существуют не только в Америке, но и в странах Европы, в том числе в России. Только здесь они имеют скорее социальную направленность и ведут в основном некоммерческую деятельность. В России похожие услуги на безвозмездной основе оказывают уже 5 лет на базе социальной программы взаимопомощи "Банк времени".
Проект базируется на учете рабочего времени, потраченного клиентом Банка, на его личном счете и на последующем использовании заработанных часов в свою пользу. Валютой и основной единицей в работе проекта является час времени, затраченный на выполнение той или иной социальной услуги, причем в Банке Времени время всех участников оценивается одинакового, вне зависимости от содержания выполненной работы.
 
В рамках совместного потребления используется все та же модель "купли-продажи" через посредника. "Банк времени", в свою очередь, является лишь организатором и координатором взаимоотношений между людьми и, естественно, никакой выгоды получать не может.
 
Не все русские смогут это понять
 
"Главное различие между концепциями "Банка времени" и совместного потребления в том, что второе - классический бизнес-проект, тогда как первое - проект социальный, причем несущий принципиально новую социально-экономическую идею. И в том, и в другом проекте люди делятся своими ресурсами, но в "Банке времени" гораздо больше ценятся ресурсы нематериальные", - комментирует Николай Урусов, координатор проекта "Банк времени" в Нижнем Новгороде.

 
"Насколько известно, идея совместного потребления на данный момент не столь развита в России и претворяется в жизнь лишь за счет усилий отдельных энтузиастов, - говорит Урусов. - Сомневаюсь, что данная концепция является универсальной, и предсказать ее скорое развитие в нашей стране не возьмусь: хотя сама идея представляется мне как минимум оригинальной и выгодной, ее распространению в России может помешать различие в восприятии людьми справедливых социально-экономических взаимоотношений".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Аукционы в эпоху инноваций: как бизнесы применяют модель и почему она эффективна
  2. 2 Глава eBay в России: «У меня было 95 километров, чтобы подумать о жизни»
  3. 3 «Никто не верил, что в России экспорт есть, а его у нас в стране аж на $400 миллионов»
  4. 4 От Tesla до Google: 14 крупных компаний из США, основанных мигрантами
  5. 5 Дизайн офиса: каким приемам нас учат Google и Facebook