Архив rb.ru

Новый проект: используйте тактику контрольных точек

Архив rb.ru

Как поддержать самомотивацию, когда стартап приносит неожиданные трудности

Новый проект: используйте тактику контрольных точек

Вас назначили на главную роль в новый проект. Пока блеск в глазах от ощущения гордости за себя не потускнел, а волна удовлетворения от возложенной ответственности не иссякла, вы готовы грызть гранит на благо начинания. Но буквально спустя пару месяцев быт и новые проблемы опускают вас на грешную землю - вы совсем не так себе это представляли. Вы начинаете задумываться: а почему я выхожу из дома и иду на работу, а не отдыхать в парк? Вот тут-то и пора подбросить дровишек в затухающий костер самомотивации.

Прежде всего не расстраивайтесь. То, что ваш заряд мотивации так быстро улетучился, нормально, и это абсолютно не значит, что вам пора менять сферу деятельности. Два года назад меня из Европы (по национальности я болгарин, долгое время жил и работал в Германии) отправили в Москву открывать представительство компании Autodesk. Другая страна, чужой язык, незнакомые правила, непредугаданные проблемы. Я читал о России, но все здесь оказалось гораздо сложнее. Пришлось искать новые источники вдохновения. На стартапе самое вдохновляющее - увидеть немедленные результаты затраченных усилий. Но порой работа в таком проекте напоминает бездонную бочку, в которую ты что-то вкладываешь, а она все не заполняется. Не погрязнуть в процессе и не позабыть о главной цели мне помогает тактика контрольных точек.

Я разбиваю глобальную задачу на мелкие и конкретизирую их для каждого направления. В этом году у нас шесть задач по трем направлениям. Через полгода - контрольная точка. Если через шесть месяцев вы ее достигли - позвольте себе отдых. Наградите самого себя за хорошую работу. Например, в прошлый раз я взял четыре выходных и прочитал шесть томов Бориса Акунина. Кстати, отдых именно на стадии стартапа необходим как воздух. Можно подбадривать себя и подарками. К примеру, в позапрошлый год работы в Москве я купил себе спортивный велосипед. Конечно, это мелочь, наверное, я и так бы его приобрел. Но я дал себе зарок: вот закончу успешно период и только тогда куплю.

Стартап богат трудностями, особенно неожиданными. Иногда их просто некому делегировать: ни у тебя самого, ни у подчиненных, ни у коллег из головного офиса нет знаний, алгоритма поведения в подобной ситуации. Но, как ни странно, именно необходимость решать эти ребусы может стать мотивацией, особенно когда результат решения проявится только через полгода. Я, например, говорю себе: это не непосильная проблема, а ступенька, которую надо перешагнуть, чтобы стать ближе к цели. В этом случае помогает коллективный разум: я собираю сотрудников и мы пытаемся найти ответ.

Мне нравится смотреть, как развиваются мои сотрудники. Это особенно занятно, когда коллектив еще маленький и все занимаются всем, только учатся фокусироваться на главном, конкретизировать задачи. Я предпочитаю подбирать в новый проект только высокопрофессиональных игроков, поэтому еще интереснее смотреть, как эволюционируют опытные люди. Кстати, и для своей команды после благополучного завершения очередного квартала я устраиваю походы на концерт или поездки в подмосковный санаторий с семьей.

Но что бы вы ни делали, однажды наступает день, когда проблемы кажутся совсем неразрешимыми. Тогда надо отойти от работы на несколько дней. Тут главное - расслабиться не просто на выходных, а прихватить еще пару деньков от рабочей недели (постараться найти такую возможность). Создается ощущение: я победил, я не работаю в рабочее время! Разве это не стимул построить работу команды так, чтобы можно было взять отгулы прямо в разгар рабочей недели?

Но хочу предупредить: будьте готовы - следующий спад самомотивации наступит года через два, когда все шишки набиты, а интригующие прежде задачи превратились в рутину. Вот тут-то перед вами встанет выбор: уходить в другой проект или изменить перечень задач на прежнем месте. Благо в молодом проекте структура часто позволяет отдать предпочтение второму пути. На моей прошлой работе я занимался маркетингом и локализацией продуктов для восточноевропейских рынков. Когда года через три это стало для меня монотонным, я перефокусировался на бизнес-девелопмент. Заряда хватило еще на два года.

Александр Тасев, глава представительства Autodesk в России и СНГ

Статья опубликована в журнале SmartMoney под заголовком "Выдох-вдох"  22 января 2007 года

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ВОЗМОЖНОСТИ

25 октября 2020

30 октября 2020