Архив rb.ru

Новый закон о торговле ограничит ритейлеров

Архив rb.ru
Александр — автор

Автор: RB

Александр — автор

Проект закона о торговле в Минэкономразвития дополнили нормами дискриминации крупных торговых сетей

Новый закон о торговле ограничит ритейлеров
Присоединиться
Министерство экономического развития и торговли РФ продолжает разработку закона о торговле. Одна из последних рабочих версий документа предполагает довольно существенную либерализацию правил открытия и ведения торговли, но при этом содержит нововведения, которые перекрывают плюсы - возможность прямого временного регулирования цен в торговле и возможность дискриминации крупных торговых сетей в пользу мелких региональных.

Законопроект "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" с 2006 года разрабатывается Минэкономразвития (МЭРТ), предложения в него вносят Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минсельхоз, при этом первые версии документа розничный бизнес воспринял чрезвычайно негативно. Версия законопроекта на начало февраля, обсуждаемая сейчас МЭРТ, существенно скорректирована в пользу торгового бизнеса, пишет газета "Коммерсант".

В целом, сообщает газета, проект закона о торговле претендует на то, чтобы стать рамочным документом для осуществления любой торговой деятельности, за исключением биржевой торговли, финансовых операций, а также торговли услугами, лотереями, лекарствами и билетами. Из-под регулирования закона выводится и вся торговля на розничных рынках. Таким образом, закон применим к оптовой и розничной торговле.

Ограничения

В нынешней версии документа базовым принципом осуществления торговли в России является декларирование торговой деятельности, который, по идее, отменяет разрешительный принцип для любых видов торговли. Обнаруженные в законе ограничения касаются лишь "крупных торговых объектов" площадью свыше 2 тыс. кв. м, размещение которых возможно лишь с фактического разрешения региональных органов власти. Именно для региональных властей в качестве дополнения к закону должны появиться нормативы обеспеченности населения торговыми объектами согласно градостроительным планам, проектам благоустройства и планировки территории региона.

В целом ограничения, заложенные в документ, касаются именно взаимоотношения крупных федеральных торговых сетей и местных властей, причем в пользу последних. Так, до разработки федеральных норм местным властям предписывается разрабатывать местные нормы регулирования ритейла. Наконец, региональным властям проект передает одно из главных полномочий в регулировании мелкой торговли - право определять правила проведения конкурсов на создание нестационарных объектов торговли.

Ритейл не против

Идеология "борьбы" местного торгового бизнеса и местных производителей с федеральными крупными торговыми сетями озвучивалась главой Минсельхоза Алексеем Гордеевым. В той версии законопроекта, которая оказалась в распоряжении газеты, глав, написанных в Минсельхозе, нет (министерство разрабатывает их отдельно), однако эти идеи в документ от МЭРТ включены.

Кроме того, в законе прямо прописано, что власти могут ограничивать время работы крупных магазинов.

МЭРТ еще в 2005 году предлагал эту норму в качестве средства поддержки мелкого торгового бизнеса, вытесняемого федеральными сетями. На этой неделе Союз независимых сетей России (ассоциация некрупных сетей и магазинов, созданная в 2006 году) в своем заявлении поддержал эту норму, заявив, что предлагает для поддержки "национально ориентированной торговли" запретить работу гипермаркетов в России (т.е. более 5 тыс. кв. м площади) после 22 часов.

Представители крупного ритейлового бизнеса, опрошенные газетой, поблажки МЭРТ считают не слишком значимыми. Гораздо больше их волнует вопрос о том, согласится ли ФАС увеличить установленные в законопроекте пороги доминирования для сетей. Компромисс пока не найден.

При этом, ритейл уже практически не сопротивляется наиболее опасной норме, заложенной в законопроект, - предоставлению федеральному правительству права вводить на срок до 180 дней "максимальных цен или наценок на товары первой необходимости". В законе "товары первой необходимости" не определены, определена лишь общими словами возможная мотивация правительства для составления списка товаров для госрегулирования: "в случае совокупности социальных, экономических и иных факторов, повлекших резкое и неконтролируемое повышения цен" на такие товары "в целях поддержания стабильной социальной обстановки". Судя по всему, эта норма сохранится в более поздних версиях документа, в том числе перед передачей его в Госдуму в апреле 2008 года.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter