Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Нургалиев возьмется за интернет-СМИ

Архив rb.ru
Мария Грибцова

Автор издания RB (Архив)

Мария Грибцова

Он намерен открыть по всей стране центры выявления экстремизма

Нургалиев возьмется за интернет-СМИ

Глава МВД Рашид Нургалиев намерен открыть по всей России специализированные центры для выявления экстремизма в электронных СМИ, сообщает "Интерфакс". Они будут проводить экспертизу печатной продукции, а также аудио- и видео контента. RB.ru выяснил у экспертов, каковы просторы для злоупотреблений со стороны МВД.


Как сообщил глава МВД Рашид Нургалиев, решение об открытии по всей стране специализированных центров для выявления экстремизма в электронных СМИ было принято межведомственной комиссией. Над реализацией этого проекта сейчас работают в полпредствах президента в федеральных округах.

 

На данный момент такие центры действует на базе ГУП "Центр информационно-аналитических технологий" в Москве и Санкт-Петербургского государственного университета. В ближайшее время ожидается открытие еще одного специализированного центра в Южном федеральном университете.

 

В своем последнем докладе "Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в России в 2011 году" аналитический центр "Сова" отметил, что в 2011 году действия органов по регулированию интернета "носили явно репрессивный уклон". Эксперты считают, что существует весьма значительный массив антиэкстремистского правоприменения по высказываниям, сделанным в интернете, однако сетуют, что обвинение и суд совершенно не приучены учитывать степень публичности высказывания как важный критерий его общественной опасности.


"Закон о полиции" пришел на помощь

Также они отметили, что сохраняется проблема удаления материалов из сети: "Удалять материалы просто по запросу правоохранительных органов - дело добровольного выбора, так как обязательной силы такие запросы не имеют. Есть два законных механизма обеспечения решений о запрете того или иного материала. Первый - адресное судебное решение об удалении, которое является обязательным для отечественных хостеров и владельцев сайтов (аккаунтов в социальной сети и т.д.), но к нему редко прибегают, так как для этого надо фактически принять два решения: признать материал экстремистским и вынести решение по конкретному его размещению. Второй механизм – судебное решение о блокировке доступа к запрещенному материалу, адресованное одному или многим провайдерам доступа".

Эксперты центра отмечают, что в отличие от предыдущего закона "О милиции", новый "О полиции" утверждает, что представления органов полиции "об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений" являются обязательными к исполнению. "До сих пор эта новелла никак не себя не проявила в сфере антиэкстремизма, но, несомненно, еще проявит", - прогнозируют аналитики.

Также в документе отмечается, что в 2011 году блокировались сайты запрещенной Национал-большевистской партии, а также религиозных сект, в том числе Свидетелей Иеговы. По данным Роскомнадзора, в прошлом году редакциям было вынесено 25 предупреждений за осуществление экстремистской деятельности. Отдельная статистика по электронным СМИ не предоставляется.

Борьба с экстремизмом или точечные репрессии?


"То, что экстремистские высказывания в электронных СМИ стали достаточно распространенным явлением, ни для кого ни секрет, - говорит аналитик ИХ "Финам" Анатолий Вакуленко. - При этом безнаказанность таких высказываний, а также достаточно высокий уровень неопределенности в вопросе о том, что считать экстремизмом, а что нет, играет, скорее, против законопослушных граждан, на которых льется этот поток угроз. В то же время спорадически предъявляемые обвинения в экстремизме отдельным персонам, зачастую вызывают подозрения в том, что они носят характер точечных репрессий против неугодных власти людей - ведь многих других за аналогичные или еще более экстремистские высказывания никто не карает". 


По мнению эксперта, закон должен действовать для всех и применяться методически, чтобы все знали, что можно, а что нет. Систематизация работы и создание экспертных центров с привлечением юристов и филологов, теоретически, должны упорядочить ситуацию в этом вопросе, объяснил Вакуленко. 


Он отметил, что злоупотреблениям способствует отсутствие методической базы и системности в применении антиэкстремистских мер. Но вообще в любой бюрократической структуре всегда есть возможности для злоупотреблений. На этом основании пришлось бы блокировать любые действия органов власти. Бороться надо не с системой, а со злоупотреблениями, сказал аналитик. 


Цензура, но не карательная


По мнению Вакуленко новшество МВД нельзя назвать ужесточением цензуры, скорее, ее упорядочиванием. Но наличие карательной цензуры, в отличии от превентивной, которая применяется на стадии до публикации текстов, является общемировой практикой, заключил эксперт.

"Я думаю, что данное решение не стоит рассматривать как ужесточение цензуры, - говорит аналитик "Инвесткафе" Анатолий Раченков. - Скорее, это просто выделение отдельной структуры, которая будет более эффективно следить за ресурсами экстремистского характера. Я думаю, что само по себе создание таких центров обосновано и разумно, так как в России сильна террористическая угроза, действует большое количество экстремистских и порнографических ресурсов, доступ к которым объективно должен быть закрыт или ограничен. Другое дело - как будет организована работа таких центров и не будет ли их работа направлена на нерелевантные задачи".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter