Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Оборонная промышленность выживает благодаря экспорту

Архив rb.ru
Илья

Илья

Но в будущем, чтобы спасти "оборонку", государству придется значительно увеличить закупки

Оборонная промышленность выживает благодаря экспорту

  Государственный заказ пока не стал антикризисным средством для российской оборонной промышленности. В прошлом году ведущие предприятия отрасли работали в основном на экспорт. И в дальнейшем экспортные заказы будут подвержены наименьшему риску, считают эксперты, а вот гособоронзаказ может начать снижаться. Между тем, предприятия основные надежды возлагают именно на заказы Минобороны.

Самым крупным российским игроком на рынке вооружений в 2008 году, согласно рейтингу предприятий российского ВПК, стал производитель зенитных ракетных комплексов С-300 и С-400 - концерн "Алмаз-Антей". Объем его выручки в прошлом году составил 115 млрд руб., подсчитали составители рейтинга, аналитики Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ).

При этом "Алмаз-Антей" - нетипичный игрок рынка ВПК: во-первых, почти всю выручку он получает с продаж продукции военного назначения (доля гражданских заказов в выручке предприятия не превышает 6,1%, тогда как у многих производителей она больше 50%), а во-вторых - он лишь половину своей продукции поставляет на экспорт.

Экспорт выручает

Между тем, экспортные контракты в последние годы составляли основу выручки предприятий ВПК. Как показывает данное исследование ЦАСТ, даже в 2008 г., когда кризис только начался, ведущие предприятия отрасли существовали в основном за счет экспорта.

По мнению экспертов, опрошенных газетой "Коммерсантъ", экспортные контракты и в дальнейшем, даже в условиях кризиса, будут подвержены наименьшему риску, а вот гособоронзаказ может начать снижаться. В то же время, как напоминают "Ведомости", в 2009 г. в уточненном бюджете государство планирует потратить на гособоронзаказ в области вооружений свыше 580 млрд руб. В январе и феврале, посещая оборонные предприятия, премьер Владимир Путин говорил, что расходы на оборону в кризисной ситуации рассматриваются как важнейшая часть господдержки отрасли.

Работать на Минобороны удобнее

На внутренний заказ предприятия очень надеются. Менеджер одного из предприятий концерна "Алмаз-Антей" сказал "Ведомостям", что работать с российским Минобороны с финансовой и организационной точки зрения предприятию удобнее, поэтому если бы внутренний госзаказ вырос, то это благоприятно сказалось бы на предприятии. Также большие надежды на госзаказ возлагает крупнейший производитель военных самолетов НПК "Иркут". Его президент Олег Демченко сказал "Ведомостям", что гособоронзаказ имеет большое значение для корпорации, а в ближайшем будущем в связи со скорым началом поставок ВВС России учебно-боевых самолетов Як-130 его роль увеличится.

За прошлый год у "Иркута" экспорт формально составил менее половины выручки, но это связано с особенностями учета: часть его самолетов передавалась холдинговой компании "Сухой" для дооснащения, что отражалось как отгрузка российскому предприятию, и уже затем экспортировалась. Все истребители Су-30, произведенные "Иркутом" в прошлом году, были предназначены на экспорт.

Кстати, корпорация "Сухой" оказалась на второй строчке рейтинга ЦАСТ. Попала она туда благодаря экспорту истребителей Су-30 (в частности, в Индию, Алжир и Венесуэлу).

Первым делом - самолеты

Боевая авиация составляет основную долю российского военного экспорта: по данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, в 2008 году Россия продала за рубеж оружия более чем на $8 млрд, и 50,4% этих контрактов обеспечила авиатехника. Растущий экспорт военной авиации стал причиной роста заказов у предприятий-смежников, и этим объясняется попадание в рейтинг поставщика ракет для авиации корпорации "Тактическое и ракетное вооружение", Уфимского МПО и НПО "Сатурн" (двигатели).

На втором месте системы ПВО, то есть продукция "Алмаз-Антея", но на них приходится не более 23,4% экспорта. Прошедший год стал рекордным для российского вертолетостроения, отмечает "Коммерсантъ": было продано 122 машины, основу спроса составили различные модификации вертолетов "Ми".

Обеспечить закупки

Кризис еще не сказался на деятельности предприятий ВПК, отмечают в ЦАСТ, поскольку показатели продаж в 2008 году были "на высоком уровне". Ожидать серьезного провала в контрактах 2009 года не стоит, считают аналитики, опрошенные "Коммерсантом". Аналитики, опрошенные "Ведомостями", менее оптимистичны. По их мнению, чтобы спасти в условиях кризиса и вероятного сокращения экспортных заказов другие отрасли оборонной промышленности, в первую очередь авиационную, государству придется значительно увеличить закупки самолетов и вертолетов. Эти закупки критически важны для сохранения не только авиапромышленности, но и самих ВВС. Если срочно не закупить новые транспортные Ми-8, через пару лет в случае обострения обстановки на Кавказе или в других регионах российская армия может вообще остаться без армейской авиации, что приведет к многократному росту людских потерь, предупреждают эксперты.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter