Общий объем российского рынка подбора персонала составляет 10 млрд рублей

Расскажите друзьям
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Ассоциация частных агентств занятости и Ассоциация консультантов по персоналу представили данные совместного исседования

Современному российскому кадровому рынку уже более 20 лет. За это время рекрутинговые и консалтинговые компании провели тысячи исследований и обзоров на различные темы, они регулярно предоставляют информацию о точной доле рынка, например, в FMCG или в банковском секторе. Однако релевантных данных именно о рынке предоставления и подбора персонала, о его структуре, объеме услуг и количестве трудоустроенных специалистов пока так и не было собрано.

Причин этому много, но главная - работа части компаний этого сектора в "сером" и "черном" поле. Как отметил председатель правления CONSORT Group Михаил Богданов, другие сложности - это непрозрачность и закрытость рынка в целом, сложность в выявлении игроков. Поэтому исследование объемов рынка в кадровой сфере наиболее трудно.

Представители Ассоциации частных агентств занятости и Ассоциации консультантов по персоналу провели комплексное исследование, результаты которого были представлены накануне. Благодаря этой работе, была составлена некая карта кадрового рынка России. Согласно результатам, в минувшем году кадровые компании закрыли для своих клиентов-работодателей порядка 39 тысяч вакансий.

Наибольшие обороты рынка - в финансовой отрасли и в производстве и реализации FMCG. Что касается предоставления временного персонала в России, то сегодня только 7% компаний предоставляют такие услуги. За прошлый год на временные проекты было трудоустроено более 56 тысяч человек. Рынок подбора постоянного персонала и предоставления временного смешивать нельзя, подчеркнула генеральный директор Kelly Services Екатерина Горохова. Первый рынок в России - привычный, он действует с начала девяностых годов, и участников у этого рынка много. Второй начал развиваться после кризиса 1998 года, и игроков там пока существенно меньше, прежде всего потому, что барьеры входа на этот рынок намного выше, чем на рынок подбора постоянного персонала.

Как отметил Михаил Богданов, это исследование - первое, представившее максимально точную на сегодняшний день информацию о работе кадровых компаний, но, безусловно, еще есть над чем работать. В частности, не все компании охотно шли на контакт, открывали информацию о себе. Впрочем, участники этого исследования подали хороший пример остальным игрокам рынка, и среди амбициозных целей Ассоциации частных агентств занятости и Ассоциации консультантов по персоналу - ежеквартальное проведение подобного анализа. Как отметил директор "АНКОР" по России Сергей Гадецкий, первые исследования, проводимые 12 лет назад, основывались на расчетах и прогнозах экономистов, с очень большой долей аппроксимаций.

Данное исследование проходило в 46 крупных городах России (численностью от 500 тысяч жителей и выше). Всего в стране аналитики идентифицировали около 1100 кадровых компаний, которые занимаются поиском персонала для бизнеса (часть агентств, работающих на территории России, специализируются исключительно на подборе персонала для дома). В анкетировании приняли участие 167 агентств.

Подбор постоянного персонала

Как удалось выяснить исследователям, общий объем российского кадрового рынка составляет около 10 млрд рублей. На долю компаний, согласившихся поучаствовать в опросе, приходится более 3,6 млрд рублей. Остальные данные получены методом аппроксимации.

Большую часть кадрового рынка составляют сравнительно небольшие компании с оборотом до 1 млн рублей и от 1 до 5 млн рублей (к этим "весовым категориям" принадлежат 68% всего рынка). Однако, как отметил Сергей Гадецкий, самая большая доля рынка с финансовой точки зрения (66%) находится "в руках" 6% крупных компаний с оборотом более 150 млн рублей. А самые маленькие агентства с оборотом до 1 млн рублей имеют финансовую долю рынка в размере всего 1%. Эти данные были получены в ходе анализа анкет компаний, согласившихся принять участие в исследовании. По данным аппроксимации, картина меняется: мелкие компании занимают уже 76% рынка, а гигант с оборотом более 150 млн рублей - только 1%, и они контролируют 27% всего оборота рынка кадровых услуг.
Что касается времени основания компаний, то с 1990 по 2006 годы увеличение количества участников рынка шло довольно равномерно. В 2007 предкризисном году был отмечен резкий скачок - примерно 30% компаний возникло именно тогда. Всего 6% работают на федеральном уровне, большинство действуют только в одном городе.

Наибольшие обороты рынок подбора постоянного персонала имеет в банковской и финансовой отрасли и в производстве и реализации FMCG (по 22%), а наименьшие - в секторе профессиональных услуг и консалтинга. Последний, как отмечает Сергей Гадецкий, в России пока недостаточно развит и сотрудников в нем ищут не так много, как, например, в западных странах. Кроме того, компании в сфере консалтинга и профессиональных услуг свои кадры выращивают со студенческой скамьи.

Интересно, что в России, стране топливно-энергетического комплекса, сектор ТЭК на рынке подбора персонала представлен весьма скромно (всего 7,3% от общего оборота).

Вполне ожидаемо, что большая часть кадровых компаний (66,3%) функционирует (и зарабатывает) в Москве и Московской области - этому региону принадлежат две трети совокупного оборота. Если говорить об остальных регионах, то самый развитый рынок кадровых услуг - в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Новосибирске и Краснодаре. Всего в минувшем году силами кадровых агентств было закрыто 9% всех вакансий в России.

Подбор и предоставление временного персонала

На этом рынке картина складывается, естественно, совершенно другая. Непосредственно в исследовании Ассоциации частных агентств занятости и Ассоциации консультантов по персоналу приняли участие 10 ключевых компаний, а если ориентироваться по рынку кадровых услуг в целом, то временный персонал предоставляют всего 7% его участников. Чтобы иметь такую возможность, компании необходимо иметь огромные оборотные средства.

Сразу стоит оговориться о различии аутсорсинга и предоставления заемного труда. Аутсорсинговые компании оказывают услугу полностью и отвечают за результат. При предоставлении временного персонала агентства отвечают только за профессиональные качества найденных сотрудников в определенный момент времени. Это часть аутсорсинга, но далеко не полный аутсорсинг.

По выборке из 10 компаний оборот средств в 2011 году составил 15 млрд рублей. Порядка 56 тысяч временных сотрудников отработали 73 млн часов. Среднее время, отработанное одним специалистом, - 8 месяцев (1400 часов). И это достойный ответ на главный аргумент, выдвигаемый противниками заемного труда, что занятость временных сотрудников крайне недолгая.

Посчитать общий объем рынка было довольно несложно - основные игроки рынка предоставили информацию, а данные о тех компаниях, которые не приняли участие в исследовании, были получены с помощью аппроксимаций.

Большинство участников рынка предоставления временного персонала (89,3%) имеют оборот более миллиарда рублей, остальные - от 10 млн до 1 млрд. Игроков "черного" и "серого" рынка в этом бизнесе быть не может, поскольку любая компания, предоставляющая такие услуги, должна платить все необходимые налоги в полном размере, по-другому просто не может быть.

Наиболее востребованными временными сотрудниками оказались представители административной сферы (30%), сотрудники производственной сферы и работники складов (24%), а также специалисты в сфере поддержки клиентов и колл-центров (14%).

Что касается уровня проникновения временной занятости, то в России он составляет 0,1% (от 70 млн занятого населения, согласно официальным сводкам). Большая часть этих сотрудников, соответственно, - "белые воротнички", а не представители рабочих специальностей. По сравнению с другими странами, в России количество временных сотрудников очень низко. В Великобритании уровень проникновения временной занятости составляет 3%, в Нидерландах - 2,5%, в Германии - 2%, в США - примерно 1,8%, в Японии - 1,5%, в Италии - 1%.

Ситуация на рынке временной занятости в России осложняется еще и тем, что среди характерных черт менталитета россиян нет мобильности, люди в целом не готовы к трудовой миграции внутри страны.

"Что касается уровня безработицы, то в разных регионах он отличается и в среднем по стране составляет 7% и не вызывает опасения. Но есть регионы с крайне непростой ситуацией в этом вопросе. К сожалению, люди очень часто, как по объективным, так и по субъективным причинам, продолжают жить в своем сложном с точки зрения трудоустройства регионе, не предпринимая шагов, чтобы переехать в другой город или регион и найти работу там. Это очень большая сложность, что Россия по-прежнему остается немигрирующей страной, специалисты внутри государства крайне неохотно переезжают с целью найти работу", - говорит генеральный директор Adecco Group Russia Наталья Долженкова.

Впрочем, пока не во всех регионах созданы соответствующие условия для временной работы специалистов из других частей страны.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Innovate or Die
13 ноября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase