Архив rb.ru

Обвинение Ходорковского и Лебедева начало допрос свидетелей

Архив rb.ru

Первый свидетель помочь прокурорам не смог: допрос велся "бестолково"

Обвинение Ходорковского и Лебедева начало допрос свидетелей
Присоединиться
В Хамовническом суде Москвы, где проходит второй процесс по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, обвинение перешло к допросу свидетелей. Первым вчера был вызван осужденный по первому делу ЮКОСа Андрей Крайнов, получивший 5 лет условно благодаря сотрудничеству со следствием. Допрос свелся к оглашению старых показаний Краснова, данных им в 2000 году, в которых защита не увидела  ничего, что имело бы отношение к новому суду.

Напомним, Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, осужденным в 2005 году на 8 лет по обвинению в уклонении руководимой ими компании ЮКОС от уплаты налогов, на этот раз инкриминируют хищение продаваемой ЮКОСом нефти. По версии следствия, в 1998-2003 годах они в составе организованной группы похитили путем присвоения у дочерних компаний ЮКОСа нефти на 892 млрд руб. Кроме того, их обвиняют в легализации 487 млрд руб. и $7,5 млрд.

18 сентября обвинение завершило зачитывать материалы следствия, на что ушло 4,5 месяца, вчера суд перешел к допросу свидетелей обвинения. На этот этап судебного разбирательства подсудимые возлагают особые надежды, т.к. за несколько месяцев монотонных "прокурорских чтений" суть предъявляемых им обвинений не прояснилась, о чем они неоднократно заявляли в ходе слушаний.

Прокуроры старались добросовестно зачитывать документы, однако чтение давалось им не без труда, с многочисленными ошибками. Корреспондент RB.ru стал свидетелем того, как гособвинитель Валерий Лахтин на одном из заседаний ни разу не смог произнести правильно название компании "ПрайсвотерхаузКуперс", как и многих других компаний, фигурирующих в деле (например, "Мазыкей Нафта").

От гособвинителя можно было услышать про "уставной капитал - одна тысяча рублей три нуля долларов США" (имелось в виду "один миллион долларов США"), он мог дважды прочитать один и тот же документ подряд (второй был просто ксерокопией). Дополнял картину тот факт, что корреспондентки информагентств в зале суда сидели на сайте "Одноклассников", а женщина со стороны обвинения - пока Лахтин читал документы - читала популярную книжку (кажется, Виктории Токаревой). Фактически гособвинение зачитывало бумаги, а подсудимые указывали на допущенные ошибки и объясняли их суть судье. Прокуроры хранили молчание, т.к. возразить им было нечего.

Требование защиты

Вчера перед началом допроса свидетелей защита Ходорковского и Лебедева попыталась в очередной раз истребовать документы о финансово-хозяйственной деятельности ЮКОСа, касающейся движения нефти и ее стоимости. Эти документы были изъяты в ходе обысков, а в деле оказалась только небольшая их часть. Они могли бы подтвердить позицию защиты, но обвинение скрывает их, а суд уже несколько раз отказывался затребовать, напомнил адвокат Лебедева Константин Ривкин.

Михаил Ходорковский это ходатайство поддержал, заявив, что по-прежнему не признает себя виновным в хищении нефти, так как вся нефть, собранная потерпевшими компаниями ("Самаранефтегаз", "Юганскнефтегаз" и "Томскнефть ВНК"), по его словам, была полностью закачана в государственную "Транснефть". Кроме того, он заявил, что гособвинение прячет доказательства его невиновности по новым обвинениям, грозящим ему еще 20 годами заключения. По его словам, у прокуроров есть документы, доказывающие, что дочерние компании ЮКОСа получали прибыль от продажи нефти, в хищении которой и обвиняется Ходорковский.

"С Ходорковским не сталкивался"

Первым в суд был вызван бывший директор АОЗТ "Волна" Андрей Крайнов - в первом деле ЮКОСа он выступал в качестве обвиняемого и в мае 2005 г. был осужден вместе с фигурантами нынешнего дела. Но за сотрудничество со следствием и признание своей вины получил пять лет условно. Сейчас, сообщил суду Крайнов, он трудится гендиректором ПО "Электронные системы".

Однако во время допроса Андрея Крайнова прокурор Валерий Лахтин вопросов движения нефти не касался. Гособвинитель интересовался, с кем из ЮКОСа и его дочерних компаний свидетель знаком, а также где, при каких обстоятельствах и ради какой цели Крайнов встречался с сотрудниками ЮКОСа. Первый же вопрос судьи: "Испытываете ли вы чувство неприязни к подсудимым?" - вызвал смешки в зале №7, где шло заседание. Напомним, именно там снималась сцена суда в комедии "Мимино". Крайнов на вопрос судьи ответил отрицательно.

Лахтин расспросил свидетеля о конкурсах по покупке акций ЮКОСа, а также каким образом были зарегистрированы подконтрольные ему предприятия. Эти моменты рассматривались на процессе по первому "делу ЮКОСа".

Первый свидетель так ничего и не пояснил по сути обвинений, предъявленных экс-главе ЮКОСа и бывшему руководителю МФО "Менатеп" в рамках второго уголовного дела. Как передает РИА Новости, прокурор не задал ни одного вопроса, который бы относился к данному делу. Вместо этого он останавливался на эпизодах, которые уже подробно рассматривались в рамках первого судебного процесса.

Крайнов рассказал суду, что "с Ходорковским по работе не сталкивался", а с Лебедевым встречался несколько раз с 1990 по 2003 годы, когда работал сначала в МФО "Менатеп", а затем в СП РТТ. Крайнов сообщил, что занимался учреждением фирм, которые участвовали в приватизации предприятий на средства, выделяемые "Менатепом". Акции, покупаемые на такие фирмы, оставались в залоге "Менатепа" как обеспечение по кредиту. Крайнов настаивал, что сам бизнесом не занимался, а все операции совершал по указанию исполнительного директора СП РТТ Гитаса Анилиониса. Следствие пытается доказать, что через эти фирмы Ходорковский похищал нефть дочерних предприятий ЮКОСа.

"Бестолковый" допрос

Как отмечает пресс-центр Ходорковского и Лебедева, допрос велся также бестолково и во многом некорректно и даже незаконно, как и зачитывались до этого многочисленные тома обвинения. Во время допроса, отмечает пресс-центр, Лахтин вновь блуждал и путался в томах, углублялся в изучение документов, смешил зал своими формулировками, пытался "подсказать" свидетелю нужный ответ, что делало допрос похожим на викторину с вариантами ответов. Несколько раз гособвинитель начинал зачитывать суду ранее не представленные документы, вызывая протесты со стороны защиты.

"Если нам вменяется хищение нефти и легализация похищенного, то зачем мы здесь выясняем вопрос о законности или незаконности регистрации предприятий? Это все равно что обсуждать, есть ли жизнь на Марсе", - возмутился Ходорковский, которого цитирует "Коммерсант".

Слушания продолжатся во вторник в 10:30 утра, свои вопросы свидетелю Крайнову смогут задать сами подсудимые, их защита, а также судья. Всего в списке суда 250 свидетелей, среди них нет Василия Алексаняна и Светланы Бахминой, однако есть бывший топ-менеджер ЮКОСа Алексей Голубович, который ранее утверждал, что руководители ЮКОСа лично угрожали ему расправой.

Сторона защиты в свою очередь заявила около 500 свидетелей, среди них есть премьер-министр Владимир Путин, глава Минфина Алексей Кудрин, спикер Госдумы Борис Грызлов, экс-премьер Евгений Примаков, бывший глава ЦБ Виктор Геращенко и еще более двух десятков крупных чиновников. То, что они появятся в суде, сомнительно, но защита Ходорковского и Лебедева считает, что "в цивилизованном обществе возможно все".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter