Очередной российский спутник стал космическим мусором. ВИДЕО

Расскажите друзьям

Потерянный спутник военного назначения не был застрахован

Руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов был вынужден вчера спешно покинуть торжественный прием по случаю второй годовщины дня интронизации патриарха Кирилла. Выяснилось, что запуск военного спутника закончился неудачей. Это уже вторая крупная космическая неудача России после утопления трех спутников ГЛОНАСС за последние месяцы.

Задача спутника военного назначения "Гео-ИК" - определять параметры гравитационного поля Земли, строить высокоточную геодезическую сеть, производить дистанционное зондирование Земли, мониторить ледовую обстановку и т.д. Все это необходимо военным, однако предполагалось, что информацией "Гео-ИК" пользовались бы и гражданские специалисты.

Однако пока что не сложилось. Вчера старт ракеты-носителя "Рокот" с разгонным блоком "Бриз-КМ" с космодрома Плесецк был осуществлен успешно в 17.00 мск, однако в заданное время аппарат не вышел в зону радиовидимости с территории России. Космические войска РФ спутник "потеряли", но его вскоре обнаружили американские средства слежения.

"Гео-ИК-2" вышел на эллиптическую орбиту вместо круговой, как планировалось. Таким образом, как заявил "Коммерсанту" источник в ракетно-космической отрасли, аппарат не может выполнять свои функции и его фактически можно считать потерянным - космическим мусором. Самой возможной причиной аварии большинство опрошенных газетой специалистов считают неполадки в работе разгонного блока "Бриз-КМ" при его втором включении. Вывести же спутник на заданную орбиту будет крайне затруднительно, не хватит его топлива, а для начала надо еще установить связь с ним. Шансов мало.

Причины потери спутника будет расследовать специальная межведомственная комиссия, созданная Минобороны РФ и Роскосмосом, сообщил "Интерфаксу" источник в ракетно-космической отрасли. Он отметил, что, пока комиссия не выяснит причины потери спутника, старты ракеты-носителя "Рокот" будут приостановлены.

Без страховки

До вчерашнего дня было проведено 17 запусков ракеты-носителя "Рокот", из которых только один закончился неудачей.

5 декабря 2010 года ракета-носитель "Протон-М" не смогла вывести на заданную орбиту три навигационных спутника ГЛОНАСС-М. Спутники были потеряны, по официальной версии, из-за того, что в разгонный блок из-за ошибки в документации залили на 1,5 тонны топлива больше. Эта авария, по подсчетам Роскосмоса, стоила 2,5 млрд рублей. В итоге 29 декабря президент Медведев снял с должностей вице-президента, главного конструктора по средствам выведения РКК "Энергия" Вячеслава Филина и заместителя руководителя Роскосмоса Виктора Ремишевского. А руководитель же Роскосмоса Анатолий Перминов тогда отделался выговором.

Два независимых источника на страховом рынке сообщили "Коммерсанту", что запуск спутника производился в интересах Минобороны и страховались два риска. Один - риск разрушения стартового комплекса, который традиционно страхуется в объеме его балансовой стоимости, второй - ответственность перед третьими лицами, которая может возникнуть при работе первой ступени ракеты-носителя, он страхуется на несколько сотен миллионов рублей. Ответственности ни по одному из застрахованных рисков не наступит, поскольку стартовый комплекс и ракета-носитель "Рокот" отработали штатно, пояснили собеседники газеты.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter