Архив rb.ru

Один из первых акционеров Facebook продал большую часть своих акций

Архив rb.ru
Андрей

Андрей

Питер Тиль избавился от 20,1 млн акций, оставив себе лишь 7 млн

Один из первых акционеров Facebook продал большую часть своих акций
Присоединиться
Один из первых инвесторов Facebook Питер Тиль продал большинство принадлежащих ему акций соцсети после завершения моратория на их реализацию, свидетельствуют документы, поданные в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC).
 
Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook, которая провела первичное публичное размещение акций на бирже Nasdaq 18 мая, ввела период ограничения на продажу части акций инвесторами, профинансировавшими ее бизнес на ранних стадиях развития, а также сотрудниками, получившими ценные бумаги в виде вознаграждения.
 
В четверг 16 августа истек мораторий на свободную продажу примерно 271 миллиона акций Facebook, что примерно на 60% увеличило объем акций компании, которые могут участвовать в сделках.
 
Тиль за четверг и пятницу прошлой недели продал порядка 20,1 миллиона акций соцсети. Это составляет более 70% принадлежавшего ему после IPO Facebook пакета в 27,9 миллиона акций. Напомним, что ранее в ходе IPO Тиль продал еще 16 миллионов акций соцсети.
 
Три месяца назад в ходе IPO цена акций Facebook была определена на уровне $38. Однако с тех пор стоимость ценных бумаг соцсети падает - в ходе торгового дня на Nasdaq в понедельник они обновили исторический для компании минимум на уровне $18,75.
 
Чистый убыток Facebook во втором квартале 2012 года составил $157 млн против $240 млн прибыли за аналогичный период годом ранее.
 
Инвесторы разочарованы
 
"Как мы видим, панические продажи не начались", - заявил эксперт фонда FINAM Global Леонид Делицын, отвечая на вопрос RB.ru о реакции на продажи акций Тилем. "Это связано с тем, что сейчас акции Facebook на рынке стоят дешевле своей справедливой стоимости, - инвесторы в них больше не верят. Разумеется, те ранние инвесторы, которые инвестировали в компанию несколько лет назад, могут продавать свои акции и сейчас, получая отдачу на инвестиции, скажем, не в 200, а только в 100 раз", - поясняет эксперт.
 
Акции сети просели потому, что организаторы размещения продали их по завышенной цене. Мы знаем, что в последние пять лет в самых разных странах андеррайтеры взвинчивают цены акций при IPO, чтобы немедленно заработать. Кое-где, как мы знаем, компания даже вернула деньги участникам народного IPO. А во время IPO компании Facebook трейдеры в некоторых банках-андеррайтерах продавали акции Facebook "в короткую", т.е. занимали у своей компании акции, чтобы их немедленно продать, а потом выкупить дешевле, вернуть их прежнюю стоимость, и заработать на разнице. Иными словами, в самих инвестбанках одни подразделения работали против других – не веря в ту стоимость акций, которую предлагали широкой публике. Здесь алчность банкиров и тщеславие Марка Цукерберга, заявлявшего, что его компания будет стоить триллион
долларов, только усиливали друг друга.
 
Чтобы акции начали расти, компания должна доказать, что способна достичь тех финансовых целей по выручке и прибыли, которые были заложены в высокую
оценку ее акций. Если компания будет демонстрировать равнодушие к этим показателям, то аналитики (в том числе – аналитики тех же самых инвестбанков) дружно пересмотрят
свои оценки и понизят стоимость компании. Тогда массовые инвесторы поймут, что в ближайшие годы заработать на Facebook им не удастся, и начнутся массовые распродажи.
"Впрочем, на рынке находится лишь небольшая доля акций Facebook, так что если они очень подешевеют, Марк Цукерберг сможет выкупить их и провести делистинг, т.е.
компания снова станет частной", - рассказал Делицын.

Это венчурный стартап
 
Ведущий аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Илья Балакирев отмечает, что Facebook, прежде всего, - это великолепный пример потрясающего успеха венчурного стартапа. И как у любого венчурного стартапа у него есть организаторы и инвесторы, которые заходили в проект на ранних стадиях. И для организаторов венчура, и для прямых инвесторов, IPO - это конец проекта. Это точка выхода из него.
 
В данном случае основателей сети это пока касается в меньшей степени, но для инвесторов, которые заходили в проект до размещения, по ценам порядка $10, $7, $3, IPO - это точка выхода и фиксации прибыли. И в этом плане все равно, стоит Facebook $38 или $18 - это все равно прибыльно. И сейчас начинаются постепенные отмены ограничений на продажу бумаг для тех, кто купил их до IPO. Поэтому продажи крупных пакетов закономерны. Не потому, что компания такая плохая, а потому что такова бизнес-модель private-equity инвестора. Это первый момент.
 
А второй момент - Facebook, безусловно, был "перегрет" на размещении, здорово разрекламирован, "пропиарен". Даже кино сняли. Поэтому оценка компании на размещении была крайне высокой. Но если для тех, кто входил в проект на ранних этапах это был венчур, и они рассчитывали продать значительно дороже после IPO, то инвесторы, покупающие бумагу на размещении и в последствии уже не могут руководствоваться такой моделью.
 
Теперь компанию можно рассматривать как источник денежных доходов, которые она генерирует - но тогда Facebook все еще катастрофически дорог, это действительно пузырь, и он неизбежно лопнет. Бумаги размещались с коэффициентом цена/прибыль в районе 100 (у российской нефтянки 2-4, у Google, Apple 15-20) - то есть компанию оценили в 100 раз больше своей прибыли. При этом ресурсы роста финансовых показателей у сети, на самом деле, небольшие и таких авансов не оправдывают.
 
"Если мыслить в таком ключе - то да, Facebook должен падать дальше, и должен стоить в районе $5-7 за бумагу. Это финансовая катастрофа", - говорит эксперт.
 
Другой вариант - который и был заложен в высокие оценки – продолжать рассматривать компанию как "венчур", но на этот раз технологического плана.
 
У Facebook есть огромное число подписчиков, есть огромное количество личной информации о них, и, казалось бы, можно заработать огромные деньги, продвигая людям именно те товары и услуги, которые им нужны. Однако пока рекламные доходы не идут ни в какое сравнение с тем потенциалом, который можно извлечь из такого количества личных данных. Здесь проблемы упираются в технологию. В схему "монетизации" имеющихся "человеческих" активов, которая пока далека от совершенства. Фактически не существует пока актуального решения, которое позволило бы имеющийся потенциал реализовать.
 
Достижения на поприще контекстно-ориентированной рекламы, как выяснилось, работают гораздо хуже, чем ожидалось изначально. Тем не менее, сохраняется вероятность того, что требуемая технология рано или поздно появится - тогда доходы сети могут вырасти многократно, и оценки, данные при размещении, уже не будут завышенными.
 
"Что касается ближайших перспектив бумаги, то, несмотря на продажи "инсайдеров", по-прежнему, первую скрипку тут играет психология рынка. Многие эксперты ждут отскока котировок, и тут мы с ними солидарны. Другое дело, что сложно предсказать, с каких именно уровней этого отскока стоит ожидать", - резюмирует эксперт.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как сохранить и приумножить капитал в нестабильное время
  2. 2 «СПБ Биржа» сосредоточится на IPO попавших под санкции российских компаний
  3. 3 Российский аналог Zoom планирует провести IPO
  4. 4 Что такое IPO и как заработать на компаниях, выходящих на биржу: гид для новичков на фондовом рынке
  5. 5 Самые ожидаемые IPO 2022 года