Офис глазами антрополога: тюрьма или армия?

Расскажите друзьям
Елена
Елена

Если посмотреть на офисную жизнь с научной стороны, веселого мало

Большие корпорации – авторитарные государства в миниатюре. Open space – аналог тюрем с прозрачными камерами – чтобы все было на виду. А обитатели офиса – современный пролетариат. Такой видят корпоративную жизнь специалисты по антропологии.

Стоит признать, что корпоративная культура стала действительно культурой, отдельным направлением человеческой жизни, как музыка или спорт. При этом она наднациональна и обычно толерантна. К какому социальному слою она ближе, из каких исторических эпох и культур взяла свои лучшие и худшие черты, Office Life решил спросить у антропологов.

Антропология (от греч. antropos — человек, и logos — разум, знание) — наука о происхождении и эволюции человека.

Казарма тюремного типа

"Прежде всего, напрашивается сравнение с армией, - говорит редактор блока "Идеи" журнала "Секрет фирмы", магистр университета Беркли по антропологии Алексей Гостев. - Ведь корпорации как институт произошли от государства. Так, корпоративная бюрократия первое время копировала государственную. Да и сейчас "армейская машина" работает внутри каждого офиса – все люди выполняют задания единого центра". "Офис также можно сравнить с абсолютной монархией, - добавляет он. - В центре – монарх, вокруг – придворная рать, выполняющая его волю".

"Еще организация современного офиса очень похожа на тюрьму, - продолжает Алексей Гостев. - Например, концепция open space появилась в начале 19 века, и создал ее тюремщик Иеремия Бентам. Он придумал идею "паноптикума", идеальной тюрьмы, где надзиратель может свободно наблюдать за всем пространством, потому что между камерами нет никаких перегородок. И в тюрьме 19 века, и в современном офисе, цель - максимально полный контроль над всеми обитателями "паноптикума".

Корпоративная культура насаждается сверху. Однако есть еще человеческий фактор. Люди приносят в офис свои семейные обычаи и привычки. Придумывают "спецслова". Появляется фольклор. В этом смысле офис похож на деревенский мирок, говорит антрополог, соавтор книги "Антропология профессий" Павел Романов (интервью с Павлом Романовым можно прочитать здесь).

Пролетариат наших дней

"Носители корпоративной культуры в своей массе - это скорее представители нижнего среднего класса, - считает Романов. - Они уже воспроизводят потребительские модели и модели поведения среднего класса, но зависимы и часто совершенно безвластны".

"Современные офисные работники – аналог пролетариата, - полагает Гостев. – Пролетариат в свое время вышел из рабочих и крестьян. Революция разрушила старый социальный слой, и пролетариат представлял собой новую прослойку людей, оторванных от своих корней и лишенных привычных ценностей".

По его мнению, сейчас в России происходит то же самое. Общественно-политический строй нашей страны кардинально изменился сравнительно недавно, и поколение "менеджеров среднего звена" только встает на ноги. Оно еще не успело определить свои нравственные устои и пристрастия. Из-за этого в корпоративном фольклоре и идет негативная окраска собирательного образа, подаренного народу Шнуром. "Офисный планктон", "офисные крысы", "офисный камикадзе" - в общем, ничего приятного.

Однако Павел Романов не хочет так широко обобщать. "Для значительного числа работников занять место среди белых воротничков в корпорации является пределом мечтаний, - напоминает он. - Определения, о которых идет речь – аспект жизни людей, осознающих свое бессилие, часто бессмысленность". К тому же, ни одна субкультура не обходится без самоиронии. "Ирония является ответом на риски и неприятности, спастись от которых можно только если их "закарнавалить" – подшутить, вывернуть наизнанку (фольклор пожарников, например)", - добавляет Романов.

О деньгах и начальнике – только шутя

Кстати, о фольклоре и шутках. Гостев замечает, что в корпорациях "затабуированы" вопросы, связанные с деньгами и отношениями с властью. Так, у слова "взятка" в офисном языке существует наибольшее количество синонимов. А шутки в стиле "я начальник – ты дурак" (или наоборот), пожалуй, стали классикой жанра.

"Я бы не отнес офисный фольклор к числу наиболее брутальных, хотя чернуха здесь присутствует, - говорит Романов. - Это связано с культурой соревновательности, культом успеха, продвижения, карьеры". С ростом армии офисных работников корпоративный фольклор стал частью масскультуры, добавляет он. Сегодня снимается и выходит огромное количество фильмов об офисе, в англоязычном интернете немало сайтов с фото и видеоприколами, шутками, коллекциями анекдотов, былиночек и историй, касающихся именно офисной жизни. А сами офисные работники, как выяснил Office Life, не считают себя ни каторжанами, ни военными, ни пролетариатом. О том, на что больше всего похож их офис, нам рассказали представители "Евросети", "Корбина Телеком" и "ЦентрИнвестГрупп". Почитать их фантазии можно здесь.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase