Елена
Если посмотреть на офисную жизнь с научной стороны, веселого мало
Большие корпорации авторитарные государства в миниатюре. Open space аналог тюрем с прозрачными камерами чтобы все было на виду. А обитатели офиса современный пролетариат. Такой видят корпоративную жизнь специалисты по антропологии.
Стоит признать, что корпоративная культура стала действительно культурой, отдельным направлением человеческой жизни, как музыка или спорт. При этом она наднациональна и обычно толерантна. К какому социальному слою она ближе, из каких исторических эпох и культур взяла свои лучшие и худшие черты, Office Life решил спросить у антропологов.
Антропология (от греч. antropos человек, и logos разум, знание) наука о происхождении и эволюции человека.
Казарма тюремного типа
"Прежде всего, напрашивается сравнение с армией, - говорит редактор блока "Идеи" журнала "Секрет фирмы", магистр университета Беркли по антропологии Алексей Гостев. - Ведь корпорации как институт произошли от государства. Так, корпоративная бюрократия первое время копировала государственную. Да и сейчас "армейская машина" работает внутри каждого офиса все люди выполняют задания единого центра". "Офис также можно сравнить с абсолютной монархией, - добавляет он. - В центре монарх, вокруг придворная рать, выполняющая его волю".
"Еще организация современного офиса очень похожа на тюрьму, - продолжает Алексей Гостев. - Например, концепция open space появилась в начале 19 века, и создал ее тюремщик Иеремия Бентам. Он придумал идею "паноптикума", идеальной тюрьмы, где надзиратель может свободно наблюдать за всем пространством, потому что между камерами нет никаких перегородок. И в тюрьме 19 века, и в современном офисе, цель - максимально полный контроль над всеми обитателями "паноптикума".
Корпоративная культура насаждается сверху. Однако есть еще человеческий фактор. Люди приносят в офис свои семейные обычаи и привычки. Придумывают "спецслова". Появляется фольклор. В этом смысле офис похож на деревенский мирок, говорит антрополог, соавтор книги "Антропология профессий" Павел Романов (интервью с Павлом Романовым можно прочитать здесь).
Пролетариат наших дней
"Носители корпоративной культуры в своей массе - это скорее представители нижнего среднего класса, - считает Романов. - Они уже воспроизводят потребительские модели и модели поведения среднего класса, но зависимы и часто совершенно безвластны".
"Современные офисные работники аналог пролетариата, - полагает Гостев. Пролетариат в свое время вышел из рабочих и крестьян. Революция разрушила старый социальный слой, и пролетариат представлял собой новую прослойку людей, оторванных от своих корней и лишенных привычных ценностей".
По его мнению, сейчас в России происходит то же самое. Общественно-политический строй нашей страны кардинально изменился сравнительно недавно, и поколение "менеджеров среднего звена" только встает на ноги. Оно еще не успело определить свои нравственные устои и пристрастия. Из-за этого в корпоративном фольклоре и идет негативная окраска собирательного образа, подаренного народу Шнуром. "Офисный планктон", "офисные крысы", "офисный камикадзе" - в общем, ничего приятного.
Однако Павел Романов не хочет так широко обобщать. "Для значительного числа работников занять место среди белых воротничков в корпорации является пределом мечтаний, - напоминает он. - Определения, о которых идет речь аспект жизни людей, осознающих свое бессилие, часто бессмысленность". К тому же, ни одна субкультура не обходится без самоиронии. "Ирония является ответом на риски и неприятности, спастись от которых можно только если их "закарнавалить" подшутить, вывернуть наизнанку (фольклор пожарников, например)", - добавляет Романов.
О деньгах и начальнике только шутя
Кстати, о фольклоре и шутках. Гостев замечает, что в корпорациях "затабуированы" вопросы, связанные с деньгами и отношениями с властью. Так, у слова "взятка" в офисном языке существует наибольшее количество синонимов. А шутки в стиле "я начальник ты дурак" (или наоборот), пожалуй, стали классикой жанра.
"Я бы не отнес офисный фольклор к числу наиболее брутальных, хотя чернуха здесь присутствует, - говорит Романов. - Это связано с культурой соревновательности, культом успеха, продвижения, карьеры". С ростом армии офисных работников корпоративный фольклор стал частью масскультуры, добавляет он. Сегодня снимается и выходит огромное количество фильмов об офисе, в англоязычном интернете немало сайтов с фото и видеоприколами, шутками, коллекциями анекдотов, былиночек и историй, касающихся именно офисной жизни. А сами офисные работники, как выяснил Office Life, не считают себя ни каторжанами, ни военными, ни пролетариатом. О том, на что больше всего похож их офис, нам рассказали представители "Евросети", "Корбина Телеком" и "ЦентрИнвестГрупп". Почитать их фантазии можно здесь.
Стоит признать, что корпоративная культура стала действительно культурой, отдельным направлением человеческой жизни, как музыка или спорт. При этом она наднациональна и обычно толерантна. К какому социальному слою она ближе, из каких исторических эпох и культур взяла свои лучшие и худшие черты, Office Life решил спросить у антропологов.
Антропология (от греч. antropos человек, и logos разум, знание) наука о происхождении и эволюции человека.
Казарма тюремного типа
"Прежде всего, напрашивается сравнение с армией, - говорит редактор блока "Идеи" журнала "Секрет фирмы", магистр университета Беркли по антропологии Алексей Гостев. - Ведь корпорации как институт произошли от государства. Так, корпоративная бюрократия первое время копировала государственную. Да и сейчас "армейская машина" работает внутри каждого офиса все люди выполняют задания единого центра". "Офис также можно сравнить с абсолютной монархией, - добавляет он. - В центре монарх, вокруг придворная рать, выполняющая его волю".
"Еще организация современного офиса очень похожа на тюрьму, - продолжает Алексей Гостев. - Например, концепция open space появилась в начале 19 века, и создал ее тюремщик Иеремия Бентам. Он придумал идею "паноптикума", идеальной тюрьмы, где надзиратель может свободно наблюдать за всем пространством, потому что между камерами нет никаких перегородок. И в тюрьме 19 века, и в современном офисе, цель - максимально полный контроль над всеми обитателями "паноптикума".
Корпоративная культура насаждается сверху. Однако есть еще человеческий фактор. Люди приносят в офис свои семейные обычаи и привычки. Придумывают "спецслова". Появляется фольклор. В этом смысле офис похож на деревенский мирок, говорит антрополог, соавтор книги "Антропология профессий" Павел Романов (интервью с Павлом Романовым можно прочитать здесь).
Пролетариат наших дней
"Носители корпоративной культуры в своей массе - это скорее представители нижнего среднего класса, - считает Романов. - Они уже воспроизводят потребительские модели и модели поведения среднего класса, но зависимы и часто совершенно безвластны".
"Современные офисные работники аналог пролетариата, - полагает Гостев. Пролетариат в свое время вышел из рабочих и крестьян. Революция разрушила старый социальный слой, и пролетариат представлял собой новую прослойку людей, оторванных от своих корней и лишенных привычных ценностей".
По его мнению, сейчас в России происходит то же самое. Общественно-политический строй нашей страны кардинально изменился сравнительно недавно, и поколение "менеджеров среднего звена" только встает на ноги. Оно еще не успело определить свои нравственные устои и пристрастия. Из-за этого в корпоративном фольклоре и идет негативная окраска собирательного образа, подаренного народу Шнуром. "Офисный планктон", "офисные крысы", "офисный камикадзе" - в общем, ничего приятного.
Однако Павел Романов не хочет так широко обобщать. "Для значительного числа работников занять место среди белых воротничков в корпорации является пределом мечтаний, - напоминает он. - Определения, о которых идет речь аспект жизни людей, осознающих свое бессилие, часто бессмысленность". К тому же, ни одна субкультура не обходится без самоиронии. "Ирония является ответом на риски и неприятности, спастись от которых можно только если их "закарнавалить" подшутить, вывернуть наизнанку (фольклор пожарников, например)", - добавляет Романов.
О деньгах и начальнике только шутя
Кстати, о фольклоре и шутках. Гостев замечает, что в корпорациях "затабуированы" вопросы, связанные с деньгами и отношениями с властью. Так, у слова "взятка" в офисном языке существует наибольшее количество синонимов. А шутки в стиле "я начальник ты дурак" (или наоборот), пожалуй, стали классикой жанра.
"Я бы не отнес офисный фольклор к числу наиболее брутальных, хотя чернуха здесь присутствует, - говорит Романов. - Это связано с культурой соревновательности, культом успеха, продвижения, карьеры". С ростом армии офисных работников корпоративный фольклор стал частью масскультуры, добавляет он. Сегодня снимается и выходит огромное количество фильмов об офисе, в англоязычном интернете немало сайтов с фото и видеоприколами, шутками, коллекциями анекдотов, былиночек и историй, касающихся именно офисной жизни. А сами офисные работники, как выяснил Office Life, не считают себя ни каторжанами, ни военными, ни пролетариатом. О том, на что больше всего похож их офис, нам рассказали представители "Евросети", "Корбина Телеком" и "ЦентрИнвестГрупп". Почитать их фантазии можно здесь.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 «Не включайте батю»: как быть хорошим руководителем
- 2 Штатное расписание: как правильно составить и вести
- 3 «Офисное фермерство»: тренд для тех, кто устал от стресса на работе
- 4 «Автоматизируйте это немедленно», или что влияет на автоматизацию ритейла и FMCG
- 5 Топ-5 советов по моделированию схем для вашего бизнеса
ВОЗМОЖНОСТИ
20 апреля 2024
21 апреля 2024
21 апреля 2024