Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Офисные истерики

Архив rb.ru
Юлия Судакова

Автор - RB.ru.

Юлия Судакова

Как быть, если ее устроили вы, и что делать, если кто-то сорвался на вас?

Офисные истерики
Истерика в офисе – явление не из приятных и зрелище не для слабонервных! И тем не менее, оно было, есть и будет происходить. Участники и свидетели готовы рассказать свои истории, а также поделиться способами сгладить ситуацию.

- Это было ужасно! – Вспоминает менеджер Екатерина. –  Журнал, в котором я работала, относился к желтой прессе – очень желтой! Начальница вела себя соответственно: материлась как сапожник, срывалась на сотрудников. Плюсов у нее тоже хватало, но все же она была истерична. Однажды, когда надо было сдавать номер в печать, возникла какая-то проблема с версткой макета. И тут она взорвалась! Стала орать на сотрудников матом на всю редакцию "Вы меня все За...ли!!!". Она перечислила всех, никого не забыла! Мы сидели, прижавшись к столам, боясь глаза поднять. В итоге она выскочила за дверь. Прошло пять минут, начальница вошла и извинилась. Но впечатление незабываемое о себе оставила…

Про истерики главного бухгалтера Ларисы я слышу по несколько раз в месяц. То она повздорит с подчиненными, то ругается на налоговую, то недовольна новыми правилами оформления документов. Очевидцы рассказывают:

- Налоговая – это известное зло, никто даже не пытается с этим спорить. Более того, мы всем коллективом искренне сочувствуем бедной Ларисе, что ей по роду деятельности приходится общаться с этими страшными людьми. Но ворчит наша тетя постоянно, а сидим мы в open-space. Иногда ворчание переходит в ругань, а та практически всегда – в дикие яростные вопли. Недавно Лариса «вопила» минут 20 – пока из своего кабинета не вышел начальник и буквально рыком не позвал ее в переговорку. Еще какое-то время она продолжала оттуда визжать, потом затихла. Вышла очень пристыженная. Сейчас у нас, как перед выборами, неделя тишины. Надеемся, воспитание сработало, потому что крайне тяжело работать под постоянное выражение недовольства.

Исповедь архитектора


Архитектор Александр Владимирович поделился с RB.ru своей историей, но очень просил всех читателей всегда держать эмоции под контролем:

- Один раз я сорвался очень сильно. Знаю за собой недостаток: вывести из себя меня может многое и легко. Но обычно я стараюсь себя как-то взять в руки – тем более, на работе! А тут прям день какой-то «не мой» был! Сначала я попал в небольшую аварию, из-за этого опоздал на важное собрание, за что директор отчитал меня перед всеми. Потом я обнаружил, что забыл дома кошелек и не могу купить ребенку подарок к завтрашнему Дню рождения. Потом договор неожиданно сорвался. Дальше были мелкие неприятности: никак не мог дозвониться нескольким важным клиентам. В довершение того дня у меня у самого сел телефон. На этом нервы сдали. Громко и емко выразившись, я разбил телефон об офисную стену – противоположную. Обломки при этом попали в двух моих коллег. Нестрашно, без увечий, но, разумеется, это было совершенно невероятно! Что было дальше? Тишина звенящая! Я положил голову на руки и некоторое время провел, стараясь ни о чем не думать. Надо сказать, что коллеги как-то неожиданно сочувственно отнеслись к этому взрыву: подобрали телефон, кое-как собрали его, чаю принесли. Я, разумеется, очень потом сильно извинялся и даже на следующий день торт принес (заодно, день рождения дочки отметили). Прошел год, но все равно немного неловко.
 
Тайм-аут – дело хорошее

По словам психолога Валерия Тарасова, специализирующегося на выходах из кризисных ситуаций и на стрессах,  если истерика случилась именно с вами, нужно первым делом взять тайм-аут и прийти в себя. Кто-то для этого до десяти медленно считает, что-то глубоко дышит, другим помогает короткая прогулка быстрым шагом.

- Для каждого способ быстро успокоиться должен быть свой. И, по-хорошему, вы должны его знать. Как только гнев пройдет, приготовьтесь к тому, что нужно извиниться. Очень важно понимать, что, во-первых, извинения обязательны, а во-вторых, приносить их нужно только тогда, когда вы будете готовы и спокойны. Если сегодня вы слишком взвинчены, лучше отложить разговор на завтра. Только не затягивайте – это как раз тот случай, когда время играет не в вашу пользу.

Как извиниться?


Умение извиняться очень важно в жизни каждого человека. Способность признавать свои ошибки редко кому дается легко. Но надо себя перебарывать, считает Валерий Тарасов.

- Неплохой вариант – фраза: «Я прошу прощения за то, что вы стали свидетелями такой ужасной сцены. Не знаю, что на меня нашло, но обещаю, что впредь такого не повторится». И тут уж, простите, слово придется сдержать. В противном случае, от вас и коллеги отвернутся (мало ли чего от вас ожидать!), и работой рискуете – начальство неуравновешенных сотрудников тоже не любит, - отмечает Тарасов. Он также отмечает, что если вы обидели какого-то конкретного человека на людях, извиняться следует при аналогичных обстоятельствах. Если вы при этом все же были правы (просто, как сейчас принято говорить, реакция оказалась непропорциональной), помимо публичных извинений нужно провести и личную беседу, в которой вы сможете донести  до коллеги свою версию происходящего – более приличным способом.

Вы – зритель


Если вам, как, например, Екатерине, случилось стать не участником, но свидетелем, лучше, как говорится, не высовываться. Склонных к истерикам людей обычно выявляют сразу. В качестве прекрасной профилактической меры подойдет сведение до минимума всех личных контактов с ним. Общайтесь только по работе и только, если это и впрямь очень нужно. При этом есть один очень важный нюанс: даже при вынужденном общении будьте вежливы и доброжелательны. Человек ни в коем случае не должен чувствовать вашей неприязни, иначе это спровоцирует еще более серьезный конфликт.

- Вообще, ваше главное оружие против скандалистов – спокойствие, - говорит Тарасов. – Если человек сорвался на вас, ни в коем случае не пытайтесь ему отвечать. По возможности, просто уйдите. Не вступайте в конфронтацию и не пытайтесь прямо в этот момент вернуть человека на «путь истинный».

Если же вы в истериках никак «не фигурируете», а являетесь лишь сторонним наблюдателем, действуйте по ситуации. Некоторым просто нужно прокричаться, и гроза пройдет самостоятельно. Других нужно попробовать успокоить: отвлечь, подойти, дружелюбно похлопать по плечу, улыбнуться и позвать на кухню выпить чаю.

Напоследок Валерий Тарасов рекомендует относиться к таким взрывам эмоций по-человечески:

- Понятное дело, что истерика, оскорбления и прочий негатив не имеют права приходить на работу вместе с сотрудниками. Но! Мы все, в первую очередь, люди. Относитесь друг к другу не как корпоративные машины по исполнению работы, а по-человечески. Проявляйте сочувствие, учитесь не только извиняться, но и прощать. Постарайтесь понять своих коллег и принять тот грустный факт, что у всех свои недостатки. В конце концов, с достоинствами вы ведь тоже регулярно сталкиваетесь?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Конфликты на работе: зачем решать, если они всё равно неизбежны