Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Офисные сотрудники скучают по буйным 60-м

Архив rb.ru

На смену "культу разгульности" пришел "культ радости". Но всем ли это по нраву?

Офисные сотрудники скучают по буйным 60-м

Сериал «Mad Men», который уже четвертый сезон находится на пике популярности, отечественный зритель заметил недавно. Но с каждым днем поклонников «Безумцев» становится все больше. В чем секрет? Рассказ о жизни рекламного агентства 60-х завораживает нынешних офисных работников. И это неудивительно.

Работники рекламной индустрии времени, к которому относится сериал, умели наслаждаться простыми радостями жизни. Они курили сигары за столом, целый день пили виски, заводили романы с коллегами и встречались не для того, чтобы завести полезные знакомства, а чтобы просто приятно провести время. Люди разучились получать удовольствие от офиса, и, видя его на экране, лишь вздыхают по ушедшим временам, пишет издание The Economist.

Что принесли сотрудники в жертву идолу производительности

«Mad Men» рассказывает о перипетиях из жизни вымышленного рекламного агентства Sterling Cooper Draper Pryce в 60-е годы прошлого века. Герои сериала начинают выпивать во время обеденного перерыва (по три коктейля мартини на каждого - в порядке вещей), заводят романы и изменяют, отдаются своим увлечениям со всей страстью и не задумываются о том, что могли бы сказать об их образе жизни моралисты.

«Один из моих приятелей, большой поклонник этого сериала, - пишет обозреватель NYTimes Роджер Коэн. - Он с нескрываемым удовольствием рассказывал об эпизоде, в котором во время одной из частых вечеринок ребенок натыкается на гостя, выбивает у него из рук бокал с виски и получает затрещину. Плачущий ребенок бежит пожаловаться отцу и получает от того еще одну затрещину - за то, что бегает по дому».

Да, да, именно так родители приучали детей к дисциплине, когда под ногами у них еще не путались сюсюкающие педагоги со своими рекомендациями, когда флирт на рабочем месте, выпивка в обед и сбитая речь после обеда еще не были принесены в жертву идолу производительности, когда журналисты еще не привыкли держать во время оживленной беседы в руках бокалы с минеральной водичкой...  Горестный стон рвется из груди при воспоминании о том, что мы потеряли, и потеряли, похоже, навсегда.

Новая должность - директор по развлечениям и веселью

В наше время многие компании впали в одержимость - до того они отчаянно пытаются заставить своих сотрудников веселиться. Сеть универмагов Wal-Mart заставляет своих кассиров улыбаться всем и каждому. Культ радости распространяется как какое-нибудь ужасное инфекционное заболевание. В IT-компании Acclaris есть «главный директор по «фану»». В американском подразделении канадского банка TD Bank есть отдел под названием «Вау!», в задачи которого входит высылать в офисы к успешным сотрудникам артистов в костюмах, чтобы они их «удивляли и радовали».

Веселье на работе приобретает признаки самостоятельного бизнеса. Мадан Катариа, индус, который представляет себя как «гуру смеха», продает корпоративным клиентам «йогу смеха». Британская компания, которая так и называется, Fun at Work («Веселье на работе»), предлагает «больше веселья, чем вы способны получить». Офисный центр Chiswick Park в Лондоне работает под девизом «На работу - как на праздник», и предлагает своим обитателям в обеденное время подстричь овец или выпасти гусей.

Самые счастливые места на планете

Этот культ, пишет Economist, развивается и вглубь, и вширь. Признанным лидером в этой области является Google, в офисах которого есть волейбольные поля, велодорожки, дороги из желтого кирпича, модель динозавра, а также профессиональные массажисты.

Однако сейчас у Google появились соперники в лице сайта микроблогов Twitter и интернет-магазина по продаже обуви Zappos.

На сайте Twitter подчеркивается, как весело у них работать: сотрудники носят ковбойские шляпы и сообщают, что в офисе «ежедневно происходят сумасшедшие вещи». В компании есть специальный отдел, в обязанности которого входит «приносить сотрудникам радость», например, раздавая им в жаркий день холодные полотенца.

Zappos гордится тем, что сделала одной из своих главных ценностей «радость и немного чудачества». Глава компании Тони Шей бреется наголо и уделяет 10% своего времени изучению, как он это называет «науки счастья». Он однажды пошутил, что его компания собирается судиться Walt Disney за звание «самого счастливого места на планете».

Радуйтесь, все обязательно должны радоваться! Это не рутина!

Такому распространению культа радости способствуют три самых популярных направления в современном управлении: наделение властью, вовлечение и креативность. Руководители рассчитывают, что чем больше в компании будет «веселья», тем «вовлеченнее» и «креативнее» будут сотрудники. Однако проблема в том, что как только радость и веселье становятся частью корпоративной стратегии, они перестают быть радостными и веселыми и превращаются в обременительную обузу.

Самое неприятное во всей этой моде на веселье, это то, что она нередко сопряжена с достаточно большой долей принуждения. Такие компании как Zappos не просто разрешают чудачества и дуракаваляние, они их практически требуют. Обязательное веселье почти всегда выглядит пугающе. Часто за фасадом «веселья» скрываются напряженные мысли менеджеров. Например, желание представить компанию лучше, чем она есть на самом деле или повысить производительность сотрудников за счет командообразования.

Компании, насаждают новую «философию радости», параллельно выкорчевывая то, что на самом деле приносит сотрудникам удовольствие. Курильщиков выставляют на улицу, как преступников. Редкая компания разрешает сотрудникам употреблять алкоголь в рабочее время. А институт служебных романов практически вымер из-за многочисленных исков и активности адвокатов.

Но люди устали от государства, работодателей с гениальными идеями, корпоративных стандартов, камер слежения и разговоров о климатическом апокалипсисе. «Mad Men» просто напоминает об утраченных радостях офисной жизни - в этом и есть секрет популярности этого сериала.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как из вашего загнивающего стартапа создать успешную компанию
  2. 2 Холакратия – смерть для компании?
  3. 3 «Мне казалось, что я гениальный предприниматель...»
  4. 4 Facebook и Twitter против Clubhouse: что будет, когда крупнейшие игроки скопируют функционал аудиочатов
  5. 5 От IBM до Uber: история крупнейших компаний — в 33 книгах