Архив rb.ru

Олег Дерипаска отдал свой крупнейший зарубежный актив Magna кредиторам

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Мировой финансовый кризис заставил Дерипаску расстаться с Magna и ее основателем Фрэнком Стронаком

Олег Дерипаска отдал свой крупнейший зарубежный актив Magna кредиторам
"Русские машины", которые принадлежат  "Базовому элементу" Олега Дерипаски, вышли из акционерного капитала крупнейшего в мире производителя автокомплектующих - канадской Magna. Купленный в прошлом году пакет акций канадцев пришлось отдать одному из кредиторов российского холдинга.  Столь неожиданное расставание с Magna в компании Дерипаски объясняют мировым финансовым кризисом. Эксперты делают вывод, что "Русские машины" тоже стали жертвой кризиса ликвидности.  

"Русские машины" Дерипаски приобрели 20% новых акций Magna International за $1,54 млрд осенью прошлого года. Этот пакет был внесен в специально созданную компанию M Unicar, в которую свои доли в Magna передала и семья основателя компании Фрэнка Стронака, и менеджмент Magna. Стронак и Дерипаска получили в новой компании по 42% акций. M Unicar контролировала около 72% голосов в Magna.

Сегодня холдинг российского миллиардера Олега Дерипаски сообщил о неожиданном выходе из состава акционеров канадской Magna. "Русские машины" отдали свой пакет одному из кредиторов. "Кредитор дочерней компании "Русских машин" реализовал право на 20 миллионов акций Magna, заложенных в обеспечение финансирования, которое "Русские машины" привлекли для своей инвестиции в Magna 20 сентября 2007 года", - говорится в сообщении компании. Имя кредитора не называется.

Отраслевые эксперты считают такой шаг Дерипаски вынужденным, так как речь идет о реализации акций, переданных в залог как обеспечение кредита. "Если кредитор реализует актив, значит, деньги ему не вернули. Можно говорить о том, что кризис ликвидности отразился и на "Русских машинах", - говорит RB.ru аналитик ИК "Финам" Константин Романов. Впрочем, по его мнению, "БазЭл" вряд ли понес какие-то существенные потери, скорее, он вышел из инвестиций без убытков для себя.

Гордость и предубеждение

Дерипаска, которого Forbes называет богатейшим россиянином и который владеет вторым в России автопроизводителем - группой ГАЗ (производит известные всей стране "Волги" и "Газели") - гордился тем, что стал акционером крупнейшего в мире производителя автокомплектующих. 



Купив акции иностранной компании, Дерипаска стал почти равноправным ее акционером вместе с основателем Magna Фрэнком Стронаком. Почти, потому что Стронак все-таки не рискнул дать равные права в своей компании Дерипаске: большинство голосов осталось за канадцами. Зато дивиденды партнеры поделили поровну. Вот только воспользоваться этим преимуществом по максимуму Дерипаске не суждено. На раздачу дивидендов за 2007 г. он не успел, а за 2008 г.  уже не успеет. Правда, что-то ему все-таки перепадет. Как отмечает RB.ru аналитик ИК "Финам" Константин Романов, "Русские машины" заработают на дивидендах как минимум за второе полугодие прошлого и первое полугодие текущего года. Не стоит упускать из виду и имиджевую сторону сделки. Несмотря на то, что Дерипаска всего около года продержался в статусе акционера Magna, этого было вполне достаточно, чтобы заявить о себе миру.  "Русские машины смогли позиционировать себя на международном рынке, войдя в капитал одного из крупнейших производителей комплектующих. В плане имиджа - это выигрышный момент", - говорит Романов из ИК "Финам".

Magna от такого краткосрочного партнерства тоже осталась не в накладе. "Наш стратегический альянс помог нам ускорить рост на российском рынке", - заявил исполнительный директор компании Зигфрид Вольф. 

Ранее Magna разорвала отношения с "АвтоВАЗом". Именно канадцы изначально стали помогать волжскому автогиганту в реализации проекта Lada C. "АвтоВАЗ" и Magna строили амбициозные планы - создать новую модель, построить завод по ее производству. Даже Владимир Путин в качестве президента приезжал на подписание этих меморандумов. Но сдружиться с канадским производителем, который имеет опыт работы в основном с люксовыми автопроизводителями, "АвтоВАЗу" не удалось. Renault, имеющий опыт в создании бюджетных автомобилей (Renault Logan), явно больше подходит ему в партнеры.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter