Opel наконец достался Сбербанку и Magna

Расскажите друзьям
Илья
Илья

Новые владельцы получат доступ к технологиям, но будут отчислять GM лицензионные платежи

  Эпопея с продажей Opel подошла к концу: 55% немецкого автоконцерна переходит в руки Magna International и Сбербанка. Покупатели получат доступ к интеллектуальной собственности Opel, которая была камнем преткновения при обсуждении сделки. Правда, на использование технологий Opel наложены ограничения, кроме того, новые владельцы должны будут перечислять GM лицензионные платежи с проданных автомобилей.

В четверг около 22.00 мск стало известно, что совместное предложение Magna International и Сбербанка России по приобретению 55% пакета акций немецкого автоконцерна Opel за 500 млн евро было наконец принято. Magna и Сбербанк будут владеть этим пакетом в равных долях (50:50), говорится в их совместном пресс-релизе. GM сохранит за собой 35% акций, остальные 10% перейдут трудовому коллективу Opel.

"Консорциум с удовлетворением отмечает, что представленный план по развитию Opel соответствует требованиям General Motors", - говорится в совместном заявлении co-CEO Magna Зигфрида Вольфа и президента Сбербанка Германа Грефа.

Представитель GM Europe Карен Киршнер объяснила, что сразу консорциум заплатит за акции 450 млн евро и предоставит конвертируемый в акции заем на 50 млн евро. Сбербанку в Opel достанется 27,5%. "У нас будет право продажи акций ВЭБу или ГАЗу", - сказал Герман Греф газете "Ведомости".

Затраты Magna и Сбербанк поделят поровну, но банк выдаст кредит на 100 млн евро, уточнил один из источников газеты "Коммерсантъ", знакомый с условиями сделки. Предметом сделки должны стать семь заводов Opel в Европе, а также два завода британской Vauxhall. Участвуют в сделке и российские активы: сборочный завод GM в Санкт-Петербурге (выпускает Opel Antara, Chevrolet Captiva, Chevrolet Cruze) будет передан в собственность Opel. Также в сделку войдет дилерская сеть Opel в России, хотя не будет включен завод в Узбекистане. Доля GM в СП "GM-АвтоВАЗ" также отойдет Opel.

Переговоры были непростыми, да и сама сделка "беспрецедентно сложна - одно соглашение о намерениях состоит из более чем тысячи страниц", говорит Герман Греф. Глава Сбербанка пока не принимает поздравлений, ссылаясь на то, что сделку еще должен одобрить профсоюз концерна. Впрочем, сомневаться в положительном исходе почти не приходится: известно, что профсоюз был одним из главных лоббистов продажи концерна Сбербанку и Magna.

Документы по сделке будут готовы "в течение двух-трех недель", говорит вице-президент GM Джон Смит, чтобы закрыть ее к концу ноября. По его словам, выбор пал на Magna, так как компания хорошо понимает бизнес Opel, является поставщиком GM уже 50 лет. Наконец, у Magna хорошие связи в России, как с бизнесом, так и с правительством, они смогут быстро увеличить продажи Opel в стране, отметил Смит.

По условиям сделки Opel нельзя будет продавать свои машины в США, Южной Корее и Китае. Американцы два года будут назначать руководителей Opel, отвечающих за продажи и развитие.

Все довольны

Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что "чрезвычайно довольна решением GM" - оно позволит избежать закрытия заводов Opel в Германии. Джон Смит из GM заявил вчера, что если Magna и закроет завод Opel, то в Бельгии.

Ранее в Magna говорили, что ключевым рынком для Opel должна стать Россия, в том числе за счет местного производства. В партнеры Opel выбрана группа ГАЗ. Владелец группы Олег Дерипаска ранее заявлял, что ГАЗ может помочь Opel в организации сборки их моделей на своей площадке, а также предоставить свою дилерскую сеть для их сбыта. У ГАЗа сейчас простаивают линии мощностью 170 тыс. машин в год, купленные у Chrysler под выпуск Volga Siber.

Впрочем, эта сделка важна не только для ГАЗа. "Мы считаем, что она очень важна для России, для ее интеграции в европейскую экономику. Это сделка, направленная на будущее", - сказал Греф.

Это не только приобретение автомобильной компании, но и доступ России к передовым технологиям производства и, особенно, технологиям управления производством, говорят эксперты, опрошенные "Ведомостями". Российское руководство, как президент, так и премьер, поддерживали покупку Opel Magna и Сбербанком именно потому, что связывали ее с возможностью доступа к новым технологиям.

Риск конфликта акционеров

Самым спорным моментом в переговорах был вопрос о технологиях и интеллектуальной собственности Opel. GM не хотела отдавать их новым собственникам, но пошла на уступки. Opel будет иметь открытый доступ к технологиям GM, рассказал газете "Ведомости" вице-президент GM Кристофер Преусс, и, как и раньше, будет платить роялти за использование лицензий. Права на старые разработки Opel также останутся в собственности GM, заметил он, но Magna и Сбербанк получат право пользоваться всеми новыми разработками инженеров немецкого концерна. Иначе сделка не имела бы смысла, добавляют руководители Magna.

"Если сделка будет успешно завершена, Magna обеспечит жесткое разграничение между бизнес-блоком автозапчастей Magna и деятельностью Opel для того, чтобы обеспечить конфиденциальность интеллектуальной собственности своих клиентов, - пообещал в официальном сообщении Франк Стронах, председатель совета директоров Magna.

Впрочем, по словам одного из источников "Коммерсанта", Magna так и не смогла договориться с GM о полном использовании технологий Opel. Ежегодно она будет отчислять GM лицензионные платежи от продаж машин (3,25-5% от выручки).

Еще важнее то, что почти все свои планы в отношении Opel, в первую очередь производственную программу, Magna и Сбербанк будут обязаны согласовывать с еще одним органом при GM - так называемым Joint Product Board, куда войдут представители GM и Magna. Фактически это означает, что GM сохранит серьезное влияние на Opel и Magna будет не до конца свободна в принятии решений, и это - главный риск в сделке, полагают эксперты "Коммерсанта". Подобные ограничения, по их словам, вступают в противоречие с заявленными планами Magna и Сбербанка в отношении развития российского автопрома на базе технологий Opel: взгляды GM и партнеров на планы в России могут не совпасть. В этом случае сторонам грозят противоречия, аналогичные конфликту акционеров ТНК-ВР, предупреждают эксперты.



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Finopolis 2017
5 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase