Архив rb.ru

Организаторов выставки картин осудили за "циничное оскорбление религии"

Архив rb.ru

Арт-группа "Война" в знак протеста в Таганском суде выпустила 3,5 тысяч тараканов

Организаторов выставки картин осудили за "циничное оскорбление религии"
Таганский суд Москвы вынес сегодня вердикт по одному из самых спорных процессов последних лет - по делу о выставке "Запретное искусство - 2006", которую православные активисты обвинили в оскорблении чувств верующих. Суд принял сторону обвинения: экспонаты "цинично оскорбляли религию", кураторов выставки приговорили к штрафу 150-200 тыс. рублей. 

Выставка проходила в марте 2007 года в Музее и общественном центре имени Сахарова, на ней выставлялись работы, не разрешенные к показу в московских галереях и музеях, в которых обыгрывались библейские сюжеты. При этом все экспонаты  были скрыты от зрителей фальш-стеной, и рассмотреть произведения  можно было только через специальные маленькие отверстия в ней (ознакомится с работами можно здесь). 

Группа граждан от имени православных верующих возмутились экспозицией, считая, что она оскорбляет их религиозные чувства. Представители Русской православной церкви попросили дать ей "адекватную правовую и  моральную оценку". На устроителей выставки, бывшего заведующего отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева и тогдашнего директора центра имени Сахарова Юрия Самодурова завели уголовное дело по статье 282 УК РФ - возбуждение ненависти либо вражды.

Сегодня суд огласил вердикт по этому делу. "Самодуров и Ерофеев совершили деяния, направленные на возбуждение национальной вражды и розни",  - сказала в ходе оглашения судья Светлана Александрова, которую цитирует РИА Новости. Обвиняемые были осуждены и приговорены к штрафу: Самодуров должен заплатить 200 тыс. рублей, Ерофеев - 150 тыс. рублей. Гособвинение требовало приговорить каждого к трем годам колонии-поселения, защита - полного оправдания. Осужденные с приговором суда не согласились и заявили о намерении его обжаловать.

В мотивировочной части приговора суд указывает, что в результате проведения выставки верующие граждане "подверглись психо-травматическому воздействию, перенесли нравственные страдания, их человеческое достоинство было унижено". Это, по мнению суда, коснулось даже тех православных верующих, кто экспозицию не видел, поскольку информация о ней распространялась в интернете и через СМИ. Некоторые экспонаты были охарактеризованы судом как "как циничное оскорбление религии", а сама идея об организации выставки - "преступным умыслом". Суд отметил, что в работах присутствовала нецензурная лексика.

С требованием привлечь к уголовной ответственности организаторов выставки в прокуратуру обратилось православно-патриотическое движение "Народный собор", объединяющее более 200 православных, ветеранских и молодежных общественных организаций. Во время приговора суда во дворе движение организовало пение псалмов. Его было слышно в зале на третьем этаже, где оглашался приговор. Акция, как пояснили "Интерфаксу" организаторы, была направлена "на защиту православной веры". Около входа в здание суда стояли мужчины в черных жилетках и майках с надписью "Православие или смерть"; один из них, как сообщает "Сноб.ру", сказал прессе, что если Марат Гельман повторит эту выставку, то они придут и разгромят ее.

К середине оглашения решения суда журналисты заметили в коридоре несколько насекомых и бросились снимать их на камеры. "Не мучайте животных, зачем вам это?" - призывала уборщица, которая в перчатках отлавливала насекомых. Оказалось, что в знак поддержки организаторов выставки "Запретное искусство - 2006" гражданские активисты  арт-группы "Война"  раскидали в здании суда более 3,5 тысячи крупных марокканских тараканов. Животных очень долго ловили. 

В поддержку кураторов выставки помимо Марата Гельмана, который пообещал повторить экспозицию, если ее организаторы получат обвинительный приговор, встало музейное сообщество и деятели культуры. "Я считаю, что ни художники, ни кураторы, ни вообще искусство не должны подпадать под уголовное наказание. Люди в картинах зачастую видят то, чего художник, может, вообще не имел в виду. Время тоже вносит свои коррективы, и следующему поколению вообще будет непонятно то, из-за чего мы спорим сейчас", - заявила "Интерфаксу" гендиректор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Одновременно акция в поддержку организаторов выставки началась в Живом Журнале. Блоггеры в знак протеста против решения суда размещают изображения экспонатов у себя в блогах.

По мнению Ерофеева, это "политически сфабрикованное дело, которое не имеет ничего общего с демократическим правосудием". У организаторов выставки не было цели оскорбить чувства верующих, уверяет он. Самодуров считает, что выставка подняла важный вопрос: "Нужно было отстоять право показывать те работы, которые сами кураторы считают настоящими, независимо от любых внешних оценок". Он говорит, что "язык современного искусства, который принципиально основан на совмещении в одном пространстве того, что существует в разных, с точки зрения церкви, является кощунством". Поэтому нужно разделять светское и религиозное,  замечает он.

Творческий процесс не поддается жесткой регламентации и нельзя однозначно говорить о том, что разрешено, а что запрещено в искусстве, говорит Ирина Лебедева: "То, что запрещалось в 70-е годы, стало классикой современного искусства и продается на аукционах". Это не значит, что в публичном пространстве дозволено все, но уголовные ограничения она считает излишними.   Гендиректор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаил Миндлин говорит, что кураторы выставки ни в чем не виноваты: "Эти произведения были показаны в специализированном экспозиционном пространстве профессионального выставочного зала. Поэтому они не могут быть осуждены".

В блоге на портале Сноб.ру художник Андрей Бильжо рассуждает: "Я не вижу ни в одной из картинок каких-то нападок на религию. Я человек, который занимается карикатурой десятки лет и нарисовал десятки картинок, где присутствуют и "Тайная вечеря" и библейские сюжеты. Я не преследовал ни одной из них целью высмеивать религию. Я использовал эти символы для того, чтобы говорить о чем-то другом. Это афористичное, метафорическое мышление, которое чуждо этим людям, и судить за это - акт безумия". Фанатизм - это одно из безусловных проявлений безумия, пишет Бильжо: "И в этом смысле он ничем не отличается от терроризма, с которым борются весь мир и наша страна. От этого проявления до терроризма всего один шаг. И если будет обвинительный приговор, то этот шаг сделан".

Руководитель специализирующегося на борьбе с ксенофобией правозащитного центра СОВА Александр Верховский считает, что с правовой точки зрения приговор необоснован. "Обвинение строилось на том, что экспонаты оскорбляют христианские ценности. Об этом можно рассуждать - так это или нет, но это не имеет никакого отношения к статье уголовного кодекса, по которой осудили организаторов выставки. В  статье 282 УК РФ говорится о возбуждении ненависти к людям, а не какой-либо религии,  но о ненависти к людям прокурор не говорит и подсудимым это не инкриминирует", - замечает RB.ru эксперт. По мнению Верховского, в обвинении содержится логическая ошибка - "по сути людей осудили за действия, которые когда-то раньше назывались богохульство". 

Глава центра СОВА не припомнит случаев похожих приговоров, касающихся других конфессий. В России есть приговоры за антисемитскую пропаганду, но там речь идет не об иудаизме, а о евреях, т.е. народе в целом, рассуждает он.  То же можно сказать и об исламе: несколько лет назад против российской газеты было возбуждено уголовное дело из-за скандала с датскими карикатурами на пророка Мухаммеда - газета перепечатала их, завели уголовное дело по той же  282 УК РФ, но потом его закрыли - за отсутствием состава преступления. В Европе есть судебные решения по оскорблению религиозных чувств, говорит Верховский, но там речь не идет об уголовных преследованиях. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase